Tax Emblem

Административное обжалование решений налоговых органов в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Существует два способа правовой защиты интересов налогоплательщика или налогового агента, если их права или законные интересы нарушены (по их мнению) действиями налогового органа: обжалование действий налогового органа в административном порядке или обращение в суд. В КНР созданы возможности для использования обоих способов. В данной статье речь пойдет о порядке досудебного урегулирования налоговых споров в Китае.

Обжалование актов налоговых органов и действий их сотрудников в Китае (в китайской терминологии (в китайской терминологии – 税务行政复议 административный пересмотр по налоговым делам или административный пересмотр налоговых споров) основывается на следующих нормативных правовых актах:

  • Закон КНР «Об административном пересмотре» (от 29 апреля 1999 г.; вступил в силу с 1 октября 1999 г.), содержащий общие правила обжалования в административном порядке решений всех органов государственного управления.
  • Положение «О применении Закона КНР об административном пересмотре» (ныне действующий документ – от 29 мая 2007 г.; вступило в силу с 1 августа 2007 г.), разъясняющее и дополняющее положения закона.
  • Закон КНР «Об управлении сбором налогов» (последняя редакция – от 28 апреля 2001 г.; действует в последней редакции с 1 мая 2001 г.), который предусматривает возможность для налогоплательщика или налогового агента обжаловать решение налогового органа (статья 88). В случае возникновения спора налогоплательщик или налоговый агент обязан уплатить (перечислить) определенную налоговым органом сумму налога (включая пени) или предоставить необходимое обеспечение исполнения налоговых обязательств, после чего он вправе обжаловать решение налогового органа в административном порядке. В случае несогласия с решением, принятым при административном обжаловании, налогоплательщик или налоговый агент вправе обратиться в суд в порядке административного судопроизводства.
  • Регламент административного пересмотра налоговых споров от 15 декабря 2009 г. (вступил в силу с 1 апреля 2010 г.). Этот документ содержит перечень вопросов, которые подлежат административному обжалованию, и определяет порядок проведения административного обжалования. Для понимания процедуры обжалования налоговых споров в административном порядке этот документ является основным.

Организация или физическое лицо вправе обжаловать решение налогового органа, если это решение, по мнению организации или физического лица, нарушает его права или законные интересы. По некоторым вопросам обжалование в административном порядке обязательно до обращения в суд:

  1. определение налоговым органом налогоплательщика, объекта налогообложения, пределов применения налога;
  2. решение налогового органа о применении налоговых льгот;
  3. решение налогового органа о предоставлении зачета в счет уплаты налога;
  4. определение налоговым органом применяемой ставки налога, налоговой базы, сроков уплаты и места уплаты налога;
  5. решение налогового органа об определении суммы налога при вменении налога;
  6. решение налогового органа о взыскании пени;
  7. действия организаций и физических лиц, наделенных налоговым органом полномочиями по удержанию (сбору) и перечислению налогов;
  8. иные акты налоговых органов и действия их сотрудников, непосредственно связанные со сбором налогов.

По остальным вопросам налогоплательщик имеет право выбрать судебный или административный порядок обжалования для защиты своих прав.

Остальные вопросы, административный пересмотр которых допускается:

  1. Лицензирование и разрешительные процедуры (например, решения налоговых органов о предоставлении налогоплательщику права отсрочки уплаты налогов, применении налоговых льгот, освобождении от ведения бухгалтерского учета, предоставлении налогоплательщику права подавать налоговую декларацию по почте или в электронной форме).
  2. Действия налоговых органов по регулированию бухгалтерского и налогового учета, а именно – действия по выдаче и изъятии специальных счетов. Дело в том, что в КНР бланки специальных счетов, используемых в качестве первичных учетных документов для подтверждения расходов и доходов, выдаются налоговым органом. Если налогоплательщик допустил серьезное нарушение законодательства о налогах и сборах, налоговый орган вправе прекратить выдачу и изъять ранее выданные бланки, оставив налогоплательщика без возможности подтвердить свои расходы и представить контрагентам документы, оправдывающих их расходы.
  3. Меры принудительного исполнения. В КНР налоговому органу не нужно решение суда для того, чтобы арестовать и реализовать имущество налогоплательщика.
  4. Применение налоговым органом административных наказаний (штрафы, конфискация незаконно полученного дохода, конфискация имущества на определенную сумму, лишение права на возмещение налогов при экспорте).
  5. Нарушение налоговым органом законодательства при налоговой регистрации, выплате административных компенсаций и административных поощрений.
  6. Присвоение статуса обычного налогоплательщика НДС (которое дает право на зачет входного НДС и возмещение НДС при экспорте).
  7. Обеспечение исполнения налоговых обязательств. В некоторых случаях налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика предоставить надлежащее обеспечение, которое в случае неуплаты налогов может быть реализовано для погашения налоговой задолженности;
  8. Раскрытие правительственной информации. Одно из прав налогоплательщиков, признанных Главным налоговым управлением КНР, – право на получение информации.
  9. Оценка уровня кредитоспособности налогоплательщика. В зависимости от наличия или отсутствия налоговой задолженности, ошибок при ведении налогового учета, нарушений законодательства налоговые органы присваивают налогоплательщику один из четырех уровней доверия. Налогоплательщики, оказавшиеся на самом низком уровне доверия, лишаются права на возмещение НДС при экспорте.
  10. Уведомление налоговыми органами о препятствовании выезда за рубеж. Если имеющий налоговую задолженность налогоплательщик или его представитель намерен выехать за пределы КНР, налоговый орган обязан уведомить данное лицо о необходимости уплатить налоги и пени, а в случае неуплаты – уведомить органы пограничного контроля о препятствовании выезда данного лица за рубеж.
  11. Остальные действия налоговых органов. То есть, перечень открытый и не ограничен указанными в нем вопросами.

Кроме того, налогоплательщик вправе обратиться с просьбой о проверке на соответствие законодательству нормативного правового акта, на котором были основаны действия налогового органа. Ходатайство о проверке нормативного правового акта должно быть подано до принятия решения по заявлению об обжаловании действия налогового органа.

Допускается проверка законности следующих актов:

  1. Актов, принятых ГГНУ КНР, другими министерствами и ведомствами Государственного совета КНР.
  2. Актов, принятых территориальными налоговыми органами всех ступеней.
  3. Актов, принятых отделами (управлениями) местных народных правительств всех ступеней.

Обжалование действий налогового органа по центральным (общегосударственным) налогам проводится только в вышестоящем налоговом органе по центральным (общегосударственным) налогам.

Обжалование действий налогового органа по местным (региональным) налогам проводится в вышестоящем налоговом органе по местным (региональным) налогам или в народном правительстве той же ступени, что и налоговый орган, решение которого оспаривается. Допускается установление других правил подведомственности по решению общего собрания народных правителей, постоянного комитета собрания народных представителей или народного правительства провинции (автономного района, города центрального подчинения).

Обжалование действий ГГНУ КНР проводится в ГГНУ КНР. В случае несогласия с принятым по жалобе решением заявитель может обратиться в народный суд или Государственный совет КНР; в последнем случае решение Государственного совета КНР является окончательным.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора