Вступило в силу новое налоговое соглашение между Россией и Китаем

25 июля 2016 г. Главное государственное налоговое управление КНР (ГГНУ КНР) опубликовало Объявление «О вступлении в силу Соглашения между Правительством КНР и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему» (Объявление № 49-2016), в соответствии с которым новое налоговое соглашение между КНР и Россией вступает в силу и будет применяться в отношении доходов с 2017 г. Соглашение заменит действующее соглашение между КНР и РФ, заключенное в 1994 г.

Соглашение между Правительством КНР и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашение) и Протокол о внесении изменений в Соглашение подписаны соответственно 13 октября 2014 г. и 8 мая 2015 г. Новое соглашение уменьшает максимальные ставки налогов у источника дохода на дивиденды, проценты и роялти (лицензионные отчисления) и вносит изменения в сроки образования постоянного представительства, правила налогообложения при косвенной передаче недвижимого имущества и использовании налоговых льгот. Кроме того, Соглашение предусматривает обмен налоговой информацией.

Сфера применения Соглашения

Соглашение применяется к налогам на доходы: в России – к налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц; в КНР – к налогу на доходы предприятий и налогу на доходы физических лиц. Прежнее налоговое соглашение, заключенное в 1994 г., применялось в КНР к налогу на доходы предприятий, налогу на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий и налогу на доходы физических лиц. Налог на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий существовал в КНР с 1991 г. и – как следует из названия – уплачивался предприятиями с иностранными инвестициями (предприятиями со 100% иностранным капиталом и совместными предприятиями) и представительствами иностранных компаний в КНР. Данный налог был отменен с 2008 г. после вступления в силу Закона КНР «О налоге на доходы предприятий», которым был введен единый налог на доходы предприятий для организаций вне зависимости от происхождения капитала.

По территории Соглашение распространяется на всю территорию России, а также всю территорию КНР, в пределах которой «действуют налоговые законы КНР». Следовательно, специальные административные районы Гонконг и Макао, обладающие собственным налоговым законодательством, исключены из сферы действия Соглашения. Россия в январе 2016 г. заключила отдельное налоговое соглашение с Гонконгом, которое будет применяться в отношении доходов, возникающих в Гонконге у российских организаций и в России у гонконгских компаний.

По кругу лиц Соглашение распространяется на резидентов сторон соглашения. Россия и КНР изменили основной принцип определения резидентства организаций: если по прежнему налоговому соглашению основным критерием определения резидентства было место нахождения головной конторы, то по новому соглашению им будет место фактического управления.

Постоянное представительство

В соответствии с Соглашением срок образования постоянного представительства сервисного типа (оказание услуг) уменьшен с 18 месяцев до 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году. Срок образования постоянного представительства через создание строительной площадки, строительного, сборочного или монтажного объекта оставлен без изменений и по-прежнему составляет 18 месяцев.

Кроме того, в Соглашение включен пункт о том, что ведение деятельности через независимого агента не ведет к образованию постоянного представительства.

Максимальные ставки налогов на дивиденды, проценты и роялти

В соответствии с Соглашением максимальная ставка налога на дивиденды у источника не может превышать 5%, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (не являющаяся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и эта доля участия в компании составляет не менее чем 80 тыс. евро или эквивалентную сумму в любой другой валюте. В остальных случаях ставка налога на дивиденды не может превышать 10%.

По прежнему налоговому соглашению ставка налога на дивиденды не могла превышать 10%. При этом в соответствии с внутренним законодательством КНР ставка налога у источника на дивиденды, выплачиваемые зарубежным компаниям, составляет 10%.

Соглашение «обнуляет» налог у источника на проценты: проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, подлежат налогообложению только в этом другом государстве. Аналогичное правило предусмотрено налоговым соглашением, заключенным Россией и Гонконгом. Это позволит уменьшить расходы, связанные с привлечением российскими предприятиями займов от китайских финансовых организаций.

Максимальная ставка налога на роялти (лицензионные отчисления) у источника уменьшена с 10% до 6%. Для сравнения: налог у источника на роялти по налоговому соглашению с Гонконгом не может превышать 3%.

Косвенная продажа недвижимости

В соответствии со Соглашением доходы, получаемые резидентом одного государства от отчуждения акций, более 50% стоимости которых прямо или косвенно представлено недвижимым имуществом, расположенным в другом государстве, могут облагаться налогом в данном другом государстве.

Методы устранения двойного налогообложения

Соглашение предусматривает устранение двойного налогообложения путем вычета суммы налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога, подлежащего уплате резидентом в собственном государстве. При этом в КНР повышена минимальная доля в предприятии, выплачивающем дивиденды резиденту КНР: для вычета суммы налогов на дивиденды, уплаченных в России: при получении дивидендов, выплаченных в России, компания-резидент КНР может вычесть сумму налогов, уплаченных в России с дивидендов, если данной компании прямо или косвенно принадлежит не менее 20% доля в российской компании, выплачивающей дивиденды. По прежнему налоговому соглашению минимальная доля для вычета суммы налогов на дивиденды составляла 10%. В остальных вопросах китайские предприятия по-прежнему будут руководствоваться правилами зачета в КНР уплаченных за рубежом налогов, принятыми ГГНУ КНР в 2009 г.

Тест основной цели

Соглашение вводит тест основной цели в статьи 10 (дивиденды), 11 (проценты), 12 (доходы от авторских прав и лицензий) и 21 (другие доходы), по которому соответствующие статьи налогового соглашения не должны применяться, если основной целью или одной из основных целей любого лица, связанного с созданием или передачей прав, в отношении которых выплачиваются дивиденды, проценты, роялти и другие доходы, было получение льгот в соответствии с налоговым соглашением.

Отказ в применении льгот по налоговому соглашению по этой причине в КНР должен происходить в соответствии с процедурой, предусмотренной «Правилами регулирования общих правил борьбы с уклонением от налогов (пробными)», принятыми ГГНУ КНР в декабре 2014 г.

Ограничение льгот

Соглашение вводит правило, по которому воспользоваться льготами по налоговому соглашению может только «квалифицированное лицо», которым может быть резидент стороны соглашения, являющийся: 1) физическим лицом; 2) соответствующей государственной организацией; 3) компанией, а) основная категория акций которой зарегистрирована на признанной фондовой бирже и которыми осуществляются регулярные торги на одной или более признанных фондовых биржах; или б) не менее 50% акций которой, дающих право голоса и представляющих стоимость компании, принадлежит прямо или косвенно пяти или менее компаниям, имеющим право на льготы по налоговому соглашению, при условии что в случае косвенного владения каждый из промежуточных владельцев является резидентом стороны соглашения; 4) благотворительной или другой освобожденной от налогообложения организацией. Если организация является пенсионным фондом, то не менее 50% бенефициаров, членов или участников данной организации должны являться физическими лицами-резидентами стороны соглашения.

Признанными фондовыми биржами в России являются Московская биржа, в КНР – Шанхайская фондовая биржа и Шэньчжэньская фондовая биржа.

Кроме того, компании и другие объединения лиц («лица, не являющиеся физическими») признаются квалифицированными, если: 1) квалифицированные лица владеют не менее половины налогового года прямо или косвенно не менее 50% дающих право голоса и представляющих стоимость акций или других прав на участие в прибыли данного лица; и 2) менее 50% валового дохода данного лица выплачено или начислено прямо или косвенно лицам, которые не являются резидентами стороны соглашения, в форме платежей, подлежащих вычету для целей обложения подоходными налогами в государстве, резидентом которого является это лицо.

Ограничение в виде теста на соответствие требованиям к квалифицированным лицам не распространяется на резидентов стороны соглашения, которые ведут существенную предпринимательскую деятельность в собственном государстве, а доход, полученный из другого государства, связан или сопутствует данной деятельности. При этом деятельность товарищества, в котором лицо является участником, или деятельность, осуществляемая связанными с ним лицами, признается деятельность, осуществляемой этим лицом.

Обмен налоговой информацией

В соответствии с обновленной модельной конвенцией ОЭСР 2005 г. и требованиями Форума по налоговому администрированию ОЭСР в Соглашение включена статья об обмене налоговой информацией. Положения статьи не допускают отказ в предоставлении информации только лишь на том основании, что такой информацией располагает банк, другая финансовая организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация относится к правам владения каким-либо лицом. Обмен налоговой информацией не ограничивается налогами, на которые распространяется Соглашение.

Заключение

В соответствии с Объявлением № 46-2016 Соглашение вступило в силу 9 апреля 2016 г. и будет применяться в отношении доходов, полученных после 1 января 2017 г.

Чтобы воспользоваться льготами по налоговому соглашению, организации или физическому лицу необходимо будет получить сертификат налогового резидента («сертификат о постоянном местопребывании»). Данные сертификаты, выданные компетентными государственными органами одного государства, не будут требовать консульской легализации или апостиля для применения в судах и административных органах другого государства.

При использовании льгот в КНР необходимо учитывать «Правила регулирования использования льгот по налоговым соглашениям налогоплательщиками-нерезидентами», опубликованные в 2015 г. ГГНУ КНР. Данные правила определяют перечень необходимых документов, которые необходимо предоставить китайским налоговым органам для использования льгот. Если зарубежный налогоплательщик не предоставляет необходимые документы, налоговый агент в КНР при выплате дохода за рубеж обязан удержать налоги по ставкам, предусмотренным внутренним законодательством КНР. При косвенной передаче недвижимости в КНР будут применяться правила, принятые ГГНУ КНР в феврале 2015 г.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии