Проект Закона КНР «О ресурсном налоге»: краткий обзор

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

20 ноября 2017 г. Министерство финансов КНР и Главное государственное налоговое управление КНР (ГГНУ КНР) опубликовали проект нового Закона КНР «О ресурсном налоге», который установит новые правила налогообложения добычи полезных ископаемых. После принятия закон заменит действующее Временное положение «О ресурсном налоге», принятое в 1993 г.

Ресурсный налог в КНР взимается с организаций и физических лиц, занимающихся добычей полезных ископаемых и производством соли. Изначально налог уплачивался в основном по специфической (количественной) ставке – с объема (количества) добытых и реализованных полезных ископаемых.


Реформа налогообложения полезных ископаемых в Китае

С 2010 г. в Китае проводится реформа по переходу на адвалорный метод исчисления ресурсного налога на добычу полезных ископаемых. Реформа стартовала в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и с налогообложения добычи нефти и природного газа, где с 1 июня 2010 г. вместо прежней ставки на объем добытой нефти и природного газа была введена ставка на доход от их реализации и льготы на добычу тяжелой нефти. Позже новые правила были распространены на территорию всей страны.

В прошлом году Министерство финансов КНР и ГГНУ КНР объявили план продолжения реформы: ликвидировать отдельные сборы за добычу полезных ископаемых и заменить их ресурсным налогом и предоставить регионам право самостоятельно определять ставку ресурсного налога в определенных центральной властью пределах. Эти планы отражены в подготовленном законопроекте.

Расширение полномочий регионов

Проект Закона КНР «О ресурсном налоге» содержит подробную таблицу объектов налогообложения (виды ресурсов, добыча которых облагается налогом) и ставок. Государство устанавливает единую ставку ресурсного налога при добыче нефти и природного газа (6%), молибдена (6,5%), ртути (20%) и вольфрама (11%). Регионы вправе самостоятельно определять применимую ставку ресурсного налога при добыче угля (в пределах от 2% до 10%), угольного газа (от 1% до 4%), нефтеносных сланцев и нефтеносного песка (от 1% до 4%), большинства видов металлической руды и других полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом. Определение применимой ставки налога в соответствии с законопроектом должно быть основано на условиях добычи и качестве добываемых полезных ископаемых региона.

Применимая ставка налога в регионах будет определяться собранием народных представителей провинциальной ступени (СНП провинции, автономного района или города центрального подчинения) по предложению местного народного правительства. После определения ставок налога местные органы власти обязаны уведомить Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей и Государственный совет.

В отличие от заявленного плана полностью перейти на адвалорный метод исчисления проект закона сохраняет возможность использования специфической ставки при использовании геотермальных источников, источников минеральной воды, получении соли из морской воды и добыче камня. Возможность выбирать из двух способов исчисления налога предоставлена местным органам власти.

Распространение налога на добычу нефти на шельфе

Проект закона предусматривает отмену сбора на добычу полезных ископаемых для предприятий, занимающихся добычей нефти и природного газа на шельфе, и перевод их на уплату ресурсного налога. Это увеличит налоговое бремя для совместных предприятий, занимающихся добычей нефти и природного газа на китайском шельфе.

С 1982 г. КНР предоставила возможность иностранным инвесторам совместно с китайскими предприятиями добывать нефть и природный газ на китайской морской территории с уплатой определенного сбора вместо ресурсного налога. В 2011 г. сбор был отменен, а предприятия переведены на уплату ресурсного налога, но с сохранением прежних условий в течение срока действия прежних договоров о совместной разработке и добыче. При добыче нефти и газа по прежним договорам (заключенным на срок от 20 до 50 лет) по-прежнему уплачивался сбор за использование полезных ископаемых.

Размер сбора (около 1%) гораздо меньше ставки ресурсного налога (6%), поэтому Минфин и ГГНУ КНР усмотрели в сохранении сбора несправедливое налоговое преимущество. Проект Закона КНР «О ресурсном налоге» может эту несправедливость ликвидировать: предусмотрена немедленная отмена сбора на использование полезных ископаемых и перевод на ресурсный налог всех предприятий.

Заключение

Проект закона опубликован для общественных консультаций: в период до 20 декабря 2017 г. все заинтересованные лица могут направить свои мнения и рекомендации через систему сбора мнений общественности и указанным в проекте адресам. После сбора мнений Министерство финансов КНР и ГГНУ КНР подготовят окончательный проект закона, который поступит на рассмотрение в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

Проект закона в нынешнем виде в основном оформляет изменения, произошедшие в 2010-2016 гг.  Внимание стоит обратить на два нововведения – это расширение полномочий регионов, которые смогут самостоятельно определять ставки ресурсного налога, и повышение налогового бремени для совместных проектов по добыче нефти на шельфе.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи