Ресурсный налог на добычу редкоземельных элементов

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

В КНР планируется изменить обложение ресурсным налогом добычи редкоземельных элементов. Во-первых, применяемая сейчас специфическая ставка налога будет заменена на адвалорную ставку. То есть – если сейчас ресурсный налог на добычу редкоземельных элементов зависит от объема добытых полезных ископаемых, то в дальнейшем сумма налога будет рассчитываться с дохода от реализации.

Во-вторых, определение адвалорной ставки налога на добычу редкоземельных элементов будет осуществляться с учетом необходимости повысить налоговую нагрузку на добычу полезных ископаемых. Цель повышения налогового бремени – создать дополнительный источник дохода для региональных бюджетов.

В 2011 г. в Китае была проведена замена специфической на адвалорную ставку ресурсного налога при добыче нефти и природного газа (сначала – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, потом – в остальных западных регионах, и в итоге – на территории всей страны). Это основная причина того, что в КНР значительно увеличились налоговые поступления от ресурсного налога – более чем на 68% за первое полугодие 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Большая часть ресурсного налога поступает в региональные бюджеты (исключением являются только поступления налога с добычи нефти и природного газа на морской территории КНР, перечисляемые в центральный бюджет), поэтому увеличение поступлений по ресурсному налогу увеличит доходы бюджетов провинций.

Вторая причина реформы – разногласия между Китаем и другими странами по вопросам экспорта редкоземельных элементов из КНР. Сейчас в ВТО находится на рассмотрении спор, связанный с применением КНР мер лицензирования и квотирования экспорта редкоземельных элементов (а также вольфрама и молибдена), взимания экспортной пошлины, установления минимальной экспортной цены и дискриминационных требований к участникам ВЭД, ставящих компании-экспортеры с иностранным капиталом в невыгодное положение в сравнении с китайскими компаниями.

Китай является основным экспортером (более 95% мирового рынка) редкоземельных элементов (лантан, неодим, самарий, гадолиний, иттербий, гольмий, лютеций, диспрозий, тулий и др.), которые широко используются в радиоэлектронике, приборостроении, химической промышленности и других отраслях. Ограничение экспорта редкоземельных элементов из КНР привело к существенному росту мировых цен на редкоземельные элементы. Кроме того, Китай использует ограничение экспорта в политических целях: пару лет назад экспорт редкоземельных элементов из КНР в Японию был приостановлен в связи с очередным обострением территориальных споров между странами.

США, ЕС и Япония, выступающие оппонентами Китая в рассматриваемом в ВТО споре считают, что ограничения на экспорт введены КНР специально для того, чтобы обеспечить китайским производителям техники надежные источники дешевого сырья в ущерб интересам иностранных компаний. Это создает для китайских производителей несправедливое преимущество и не соответствует правилам ВТО.

ВТО вынесет решение о несоответствии правилам организации существующего в КНР регулирования экспорта редкоземельных элементов с 99% долей вероятности: в 2011 г. уже было вынесено решение о несоответствии правилам ВТО аналогичных ограничений экспорта бокситов, марганца, цинка, коксующегося угля и другого сырья (спор DS394 China — Measures Related to the Exportation of Various Raw Materials). Поэтому второй причиной увеличения налоговой нагрузки на добычу редкоземельных элементов в КНР можно назвать подготовку к отмене экспортных ограничений: если не получается сохранить для китайских предприятий преимущество в виде низкой себестоимости данного вида сырья, то государству необходимо хотя бы увеличить доходы на этапе их добычи. Доход от повышения ресурсного налога одновременно компенсирует государству потери от отмены экспортной пошлины.

Учитывая скорость рассмотрения споров в ВТО, решение, обязывающее КНР привести регулирование экспорта редкоземельных элементов в соответствие с правилами организации, будет принято не ранее чем в следующем году. Поэтому у Китая достаточно времени для расчета оптимальной ставки ресурсного налога на добычу редкоземельных элементов с дохода от их реализации и внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора