Признание организации резидентом КНР по месту фактического управления

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Закон КНР «О налоге на доходы предприятий» предусматривает два вида налогоплательщиков: организации, признаваемые резидентами КНР, и организации, не являющиеся налоговыми резидентами КНР (статья 2).

Организации, являющиеся налоговыми резидентами КНР, уплачивают налог на доходы предприятий с общей суммы дохода от источников в КНР и зарубежных источников и вправе применять налоговые льготы, предусмотренные только для предприятий-резидентов (например, сниженная ставка налога на доходы предприятий для малых малорентабельных предприятий и освобождение от налога доходов от долевого участия в других организациях-резидентах).

Организации-нерезиденты уплачивают в КНР налог на доходы предприятий с доходов от источников в КНР и с доходов постоянного представительства в КНР (при наличии у организации-нерезидента постоянного представительства на территории страны и реальной связи этих доходов с постоянным представительством).

Основным критерием для отнесения организаций к резидентам является место регистрации: организация, зарегистрированная в Китае, будет являться резидентом КНР, а зарегистрированная за рубежом – нет. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает признание иностранной организации резидентом КНР по критерию места фактического управления.

Место фактического управления

В соответствии с Законом КНР «О налоге на доходы предприятий» резидентами признаются следующие предприятия:

  • Предприятия, созданные на территории КНР (обычные 居民企业 предприятия-резиденты). Организации, созданные в САР Гонконг, САР Макао и на Тайване, резидентами КНР не признаются.
  • Предприятия, созданные в соответствии с законодательством других государств (территорий), если место фактического управления данных предприятий находится на территории КНР (так называемые 非境内注册居民企业 незарегистрированные в КНР предприятия-резиденты).

Определение места фактического управления приведено в статье 4 Положения «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» (Постановление Государственного совета КНР № 512). В соответствии с этим определением местом фактического управления является место осуществления всестороннего управления и контроля над производственной и остальной предпринимательской деятельностью, управления персоналом (кадрами), финансовыми вопросами и имуществом организации.

Подробное пояснение о применении понятия места фактического управления для признания иностранных организаций резидентами КНР было выпущено Главным государственным налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР) в апреле 2009 г. (Уведомление ГГНУ КНР «О некоторых вопросах признания резидентами-предприятиями предприятий с контролирующей долей китайского капитала, зарегистрированных за рубежом, по критерию места фактического управления» № 82-2009 от 22.04.2009; вступило в силу ретроспективно с 1 января 2008 г.).

Уведомление № 82-2009 применяется по отношению предприятиям, созданным за рубежом в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), если основными участниками (участниками с контролирующей долей) иностранных предприятий являются китайские организации. Данный документ не распространяется на иностранные компании, находящиеся под контролем физических лиц-резидентов КНР (признание резидентами КНР иностранных компаний под контролем физических лиц по месту фактического управления пока никак не регулируется).

В соответствии с Уведомлением № 82-2009 иностранная организация признается резидентом КНР по месту фактического управления при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  1. КНР является основным местом, в котором руководители высшего звена, ответственные за повседневное управление деятельностью предприятия, и соответствующий административно-управленческий аппарат реализуют свои функции по управлению деятельностью предприятия.
  2. Решения по финансовым вопросам (предоставление и привлечение займов, управление финансовыми рисками) и кадровым вопросам (назначение на должности, освобождение от должности, определение суммы вознаграждения) предприятия принимаются подразделениями (органами) или сотрудниками предприятия, находящимися на территории КНР, или требуют утверждения подразделениями (органами) или сотрудниками предприятия, находящимися на территории КНР.
  3. Основное имущество, регистры бухучета, печать компании, протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета), собраний участников (общих собраний акционеров) находятся или хранятся на территории КНР.
  4. КНР является местом постоянного проживания для половины или большего числа членов совета директоров (наблюдательного совета) с правом голоса и (или) руководителей высшего звена.

Остановимся подробнее на каждом из этих условий.

Место управления повседневной деятельностью

Организация соответствует этому условию, если место осуществления функций повседневного управления предприятием находится в пределах территории КНР (не включая САР Гонконг, САР Макао, Тайвань). По разъяснению налоговой службы осуществлением этих функций занимаются совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор и его заместители (дирекция, правление).

Местом повседневного управления обычно считается место проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета). Если установить место проведения заседаний не представляется возможным (например, при проведении заседаний в режиме видеоконференции), место повседневного управления определяется с учетом мест выполнения должностных обязанностей председателем совета директоров (наблюдательного совета) и генеральным директором.

Место принятия решений по финансовым и кадровым вопросам

Для того чтобы определить место принятия решений по финансовым и кадровым вопросам, необходимо определить место осуществления функций подразделений, органов, сотрудников организации, которые полномочны принимать или утверждать эти решения. Как и в предыдущем случае, организация соответствует этому условию, если место осуществления своих функций советом директоров (наблюдательным советом) и исполнительным органом предприятия находится на территории КНР.

Помимо этого, учитывается место нахождения CHRO (Chief HR Officer – при его наличии) и места проведения собраний участников (общих собраний акционеров) организации. Последнее необходимо, поскольку многие финансовые решения (выдача и привлечение займов, инвестирование в другие организации, управление финансовыми рисками) определяются планом деятельности, инвестиционным планом, финансовым планом организации, которые в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) учредительными документами иностранной организации могут приниматься исключительно решением собрания участников (общим собранием акционеров).

Место нахождения основных активов и документации организации

Организация соответствует данному условию, если основное имущество, бухгалтерская документация, протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и собрания участников (общего собрания акционеров) и печать организации находятся в пределах территории КНР.

Для определения наличия или отсутствия документов на территории КНР налоговым органам рекомендовано следовать принципу приоритета содержания над формой (substance over form). В данном случае это означает, что территория КНР может быть признана местом нахождения документации, если данные документы подлежат хранению на территории КНР, несмотря на возможное отсутствие части или всех документов.

Место постоянного проживания членов совета директоров (наблюдательного совета) и единоличного исполнительного органа организации

В данном случае ключевым фактором является не гражданство членов совета директоров (наблюдательного совета) и генерального директора, а именно их место постоянного проживания.

Последствия признания иностранной организации резидентом

Во-первых, иностранная организация, признанная резидентом КНР по месту фактического управления, обязана в соответствии с Законом КНР «О налоге на доходы предприятий» выплачивать налог на весь налогооблагаемый доход вне зависимости от его источников.

Во-вторых, статус резидента КНР позволяет иностранной организации воспользоваться освобождением от налога доходов, полученных от долевого участия в других организациях-резидентах КНР (статья 26 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий»). Данная налоговая льгота не распространяется на доход от акций публичных компаний, которые находятся в свободном обращении на фондовом рынке, если данные акции принадлежали предприятию менее чем 12 месяцев подряд.

В-третьих, на организацию, признанную резидентом, распространяются налоговые льготы для малых малорентабельных предприятий (статья 28 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий»).

Признание иностранной организации резидентом КНР может осуществлять по инициативе самой организации (или ее основных участников) или налоговым органом. Для признания иностранной организации резидентом КНР организация или ее основные участники обязаны подать заявление в налоговый орган вместе с документами, подтверждающими правовой статус организации (свидетельство о государственной регистрации или аналогичный документ), пояснительную записку о структуре и деятельности организации, нотариально удостоверенную аудированную отчетность за предшествующий год, подтверждение места нахождения органов управления, подтверждение постоянного проживания членов совета директоров (наблюдательного совета) и руководителей высшего звена на территории КНР, протоколы заседаний членов совета директоров (наблюдательного совета) и собраний участников (общих собраний акционеров), а также другие документы по требованию налогового органа.

Получив все необходимые документы, налоговый орган по месту фактического управления организации проводит предварительную проверку и передает документы в ГГНУ КНР для принятия решения.

Налоговый орган по предполагаемому месту фактического управления организации может самостоятельно инициировать проверку наличия или отсутствия места фактического управления на территории КНР у иностранной организации и обратиться в ГГНУ КНР для принятия решения по этому вопросу.

SBF Group – юридическая компания, специализирующаяся на оказании юридических услуг в Китае, Гонконге, Сингапуре и других государствах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам налогообложения в Китае, налогового планирования при ведении бизнеса с Китаем, оптимизации налогообложения и представления интересов в налоговых органах КНР.

По всем вопросам, связанным с налогообложением в КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора