Налогообложение косвенной передачи долей в китайских предприятиях через зарубежные SPV

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Впервые опубликовано 30 июля 2010 г.

При организации бизнеса в Китае иностранные инвесторы часто создают холдинговые компании, от имени которых осуществляется регистрация предприятий с иностранным капиталом или покупка долей в китайских предприятиях. Использование холдинговых компаний в КНР оправдано удалением рисков китайского предприятия на шаг от реального инвестора, использованием гонконгского корпоративного права для защиты прав инвесторов, облегчения регистрационных процедур в Китае, а также облегчением процедуры передачи долей и связанной с передачей долей налоговой экономией. Последнее преимущество связано с тем, что специальные целевые компании (SPV) для инвестирования в КНР, как правило, создаются в юрисдикциях, в которых отсутствует налог на передачу имущества или применяется территориальный принцип налогообложения, освобождающий от налогов доход, полученный из источников за рубежом.

Именно налоговая экономия, возникающая при передаче долей в китайских предприятиях с использованием SPV, стала предметом внимания Главного государственного налогового управления КНР (ГГНУ КНР). В соответствии с Законом КНР «О налоге на доходы предприятий» предприятия-нерезиденты, не имеющие на территории КНР постоянного представительства (либо имеющие постоянные представительства, но полученный предприятием доход не связан с деятельностью данных представительств), должны выплачивать налог на доходы предприятий с доходов от источников на территории КНР. При этом источник дохода находится на территории КНР, поскольку местом передачи долей (акций) в акционерном капитале предприятия в соответствии с китайским законодательством считается место расположения предприятия, в котором передается доля.

Однако Закон КНР «О налоге на доходы предприятий» и Положение о применении данного закона не рассматривают случаи, когда предприятие-нерезидент передает другому предприятию-нерезиденту не долю (акции) в китайском предприятии, а SPV, которой принадлежит эта доля. Естественно, что с точки зрения ГГНУ КНР данный способ передачи долей является уклонением от уплаты налогов. Для того, чтобы добиться реализации Китаем права налогообложения доходов, полученный от источников на территории страны, ГГНУ КНР потребовалось два года, введение принципа «приоритета существа над формой» и понятия «существенной деятельности».

Уведомление 698

В декабре 2009 г. ГГНУ КНР выпустило Уведомление «Об усилении управления сбора налога на доходы предприятий в отношении дохода предприятий-нерезидентов от передачи долей (акций)» (№ 698-2009), которое устанавливает порядок сбора налога на доходы предприятий с предприятий-нерезидентов.

В соответствии с Уведомлением № 698-2009 иностранное предприятие, передающее долю в китайском предприятии, обязано представить в компетентный налоговый орган материалы, подтверждающие реальный характер SPV, а также выплатить налог на доходы предприятий, если передача доли в китайском предприятии осуществляется при помощи продажи иностранной контролирующей компании, созданной в юрисдикции с эффективной ставкой подоходного налога менее 12,5% или юрисдикции, не взимающей налога на доход резидентов, полученный от источников из-за рубежа. Подтверждением или опровержением реального характера SPV является информация о деятельности, штате, финансах, имуществе передаваемой компании, подтверждение коммерческой обоснованности передачи SPV, а также сведения о взаимозависимости китайского предприятия-резидента, иностранного предприятия-инвестора и SPV в деятельности, финансировании, закупках и продажах.

В случае если иностранное предприятие-инвестор не может подтвердить коммерческую обоснованность косвенной передачи доли в китайском предприятии, то компетентный налоговый орган в КНР должен признать наличие в сделке необоснованной налоговой выгоды, фиктивный характер SPV, а также обязать иностранное предприятие-инвестора выплатить в КНР налог на доход, полученный от передачи имущества.

Появление Уведомления № 698-2009 было воспринято с определенной долей скептицизма: данный документ не может обязать иностранные предприятия предоставлять подтверждение реального характера SPV и не содержит конкретной информации о том, как налоговые органы будут выявлять факты косвенной передачи долей в китайских предприятиях, поскольку они осуществляется за пределами подведомственной территории. В силу этого важную роль имеет первый прецедент применения данного Уведомления.

Случай в Цзянду

В июне 2010 г. на сайте Управления г. Цзянду по центральным налогам был опубликован пример, показывающий применение налоговыми органами Уведомления № 698-2009 и сбор налога на доход от передачи доли в китайском предприятии с предприятия-нерезидента. Как указано в сообщении, данное налоговое управление установило факт передачи предприятием-нерезидентом 49%-ой доли в китайском предприятии при помощи передачи посреднической холдинговой компании, зарегистрированной в САР Гонконг. Схема передачи доли выглядит следующим образом:

Наименования компаний-участников сделки в сообщении китайских налоговых органов не раскрываются, но, насколько нам известно, приобретателем доли является американская корпорация Precision Castparts Corp., продавцом доли – инвестиционный фонд Carlyle Group, китайской компанией, доля в которой была передана – Yangzhou Chengde Steel Pipe Co., Ltd.

Как указано в сообщении, Управление г. Цзянду по центральным налогам получило информацию о готовящейся продаже предприятием-нерезидентом своей доли в китайском предприятии в начале 2009 г. Наиболее вероятным способом передачи доли налоговый орган посчитал косвенную передачу доли при помощи гонконгской компании, и, поскольку косвенная передача доли выходит за пределы подведомственности внутренним налоговым органам, уведомил вышестоящие налоговые управления (г. Янчжоу, провинции Цзянсу и ГГНУ КНР). В данном уведомлении Управление г. Цзянду по центральным налогам направляло свои предложения по упорядочиванию налогообложения при косвенной передаче долей, а также по созданию совместной рабочей группы налоговых органов провинции, городского и уездного уровня для анализа передачи долей в китайских предприятиях.

Стоит сказать, что г. Цзянду является городом уездного уровня, входящим в состав города с районным делением Янчжоу, который является местом расположения Налоговой академии, созданной для обучения служащих налоговых органов и непосредственно подчиненной ГГНУ КНР. Кроме того, вопросы налогообложения предприятий-нерезидентов находятся в ведении специальных отделов, создаваемых налоговыми управлениями уровня городов с районным делением, следовательно, вероятнее всего консультирование Управления г. Цзянду по центральным налогам в данном случае осуществлялось Отделом международного налогообложения Управления г. Янчжоу по центральным налогам.

В январе 2010 г., через месяц после публикации Уведомления № 698-2009, Управление г. Цзянду получило информацию о завершении сделки по передаче предприятием-нерезидентом своей доли посредством передачи 100% доли в посреднической гонконгской компании. По результатам проведенного анализа налоговый орган установил существование следующих обстоятельств:

  1. Соглашение о передаче доли и другие представленные документы указывают на то, что посредническая гонконгская компания не имела сотрудников, имущества (помимо 49% доли в китайском предприятии), каких-либо обязательств и не вела какой-либо хозяйственной деятельности. На основании этого Управление г. Цзянду по центральным налогам сделало вывод о том, что гонконгская компания является SPV, не ведущей существенной деятельности. Следовательно, основной целью косвенной передачи доли в китайском предприятии посредством передачи 100% в посреднической гонконгской компании является получение необоснованной налоговой выгоды.

  2. Управление г. Цзянду по центральным налогам обнаружило на сайте покупателя доли пресс-релиз, касающийся покупки доли в китайском предприятии (текст пресс-релиза: http://www.precast.com/pr_pages/pr01.15.10.html). В данном тексте содержится объявление о приобретении доли в китайском предприятии, но отсутствует какое-либо упоминание о покупке посреднической гонконгской компании. Управление г. Цзянду по центральным налогам посчитало данный факт значимым доказательством того, что приобретение посреднической гонконгской компании было осуществлено исключительно с целью приобретения доли в китайском предприятии и не имеет какой-либо другой обоснованной деловой цели.

После того, как Управление г. Цзянду по центральным налогам получило согласие ГГНУ КНР с необходимостью расценивать доход от данной передачи доли в китайском предприятии в качестве дохода, полученного от источников на территории КНР, и облагаемого налогом на доходы предприятий в КНР, были проведены переговоры с продавцом доли. По результатам переговоров инвестиционный фонд выразил согласие с необходимостью подачи налоговой декларации и выплаты налога на полученный доход. Сумма налога, выплаченного в мае 2010 г., составила около 173 000 000 юаней жэньминьби (приблизительно 25 млн. долларов США).

Выводы

Во-первых, китайские налоговые органы не ждут добровольного информирования предприятиями-нерезидентами о косвенной передаче долей в китайских предприятиях и уплаты налога. Напротив, они проявляют инициативу в отслеживании возможных продаж долей в китайских предприятиях и используют различные источники информации. Как видно из приведенного примера, китайские налоговые органы могут использовать сообщения СМИ для выявления фактов передачи долей в китайских предприятиях, а также подтверждения или опровержения обоснованной цели в использовании посреднических компаний.

Во-вторых, для оценки наличия/отсутствия необоснованной налоговой выгоды и цели налоговые органы используют понятия «существенной деятельности» и «обоснованной деловой цели».

Понятие «существенной деятельности» было введено в Уведомлении ГГНУ КНР «О понимании и определении термина «бенефициар» в налоговых соглашениях» (№ 601-2009). Данное Уведомление содержит основные параметры, на основании которых налоговые органы должны установить, является ли бенефициаром резидент другой страны, являющейся участником налогового соглашения с КНР, и может ли воспользоваться предусмотренными данным соглашением налоговыми льготами. В частности, бенефициар должен вести существенную хозяйственную деятельность, к которой отнесены производство, торговля или управление.

В оценке того, ведет ли посредническая компания «существенную деятельность», китайские налоговые органы исходят из масштабов деятельности, штата, имущества и финансов компании. Для соответствия данному критерию не обязательно наличия всего: посредническая компания может быть признана ведущей существенную деятельность даже при отсутствии значительного имущества, если у компании есть персонал, достаточный для осуществления деятельности, связанной с инвестированием. Если же предприятие существует только на бумаге (как большинство компаний в офшорных и низконалоговых юрисдикциях), то оно не может быть признано ведущим существенную хозяйственную деятельность.

Определение «обоснованной деловой цели» в нормативно-правовых актах отсутствует. Китайские налоговые органы считают необходимо проводить оценки наличия / отсутствия обоснованной деловой цели в каждом отдельном случае из-за отсутствия достоверных критериев, на основании которых можно основывать оценку.

В обоих случаях китайские налоговые органы будут руководствоваться принципом «приоритета существа над формой», т.е. будет приниматься во внимание не формальное соответствие требованиям, а соответствие требованиям по существу.

В-третьих, по-прежнему неясны действия китайских налоговых органов, в случае предприятие-нерезидент, получившее доход от передачи доли в китайском предприятии, не будет выплачивать налог. Уведомление № 698-2009 не содержит (и, пожалуй, не может содержать) положений, которые устанавливают ответственность предприятия-нерезидента в случае невыплаты налога в КНР. В приведенном примере продавец доли «добровольно» выплатил сумму налога, поэтому вопрос о том, что какие действия могут предпринять китайские налоговые органы в случае неуплаты налога и игнорирования иностранным инвестором требований Уведомления № 698-2009, остается открытым. Нельзя исключить и вероятность удержания налога с покупателя доли (акций) предприятия.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи