Закон КНР «О налоге на доходы предприятий»: краткий обзор

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Закон КНР «О налоге на доходы предприятий» принят 17 марта 2007 г. и вступил в силу с 1 января 2008 г. Данным законом в КНР был введен налог на доходы предприятий, заменивший два ранее применявшиеся налога – прежний налог на доходы предприятий, плательщиками которого являлись предприятия с национальным (китайским) капиталом, и налог на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий.

Плательщиками налога на доходы предприятий являются предприятия, включая: предприятия-резиденты (данные предприятия уплачивают налог на весь доход, включая полученный из-за рубежа); предприятия-нерезиденты, получающие доход через постоянные представительства на территории КНР; предприятия-нерезиденты, получающие от источников из КНР пассивные доходы, например, дивиденды, проценты, роялти).


Объектом налогообложения является доход предприятия, уменьшенный на сумму расходов, вычет которых допускается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом допускается вычет расходов на себестоимость ведения деятельности (себестоимость производства и реализации), расходы на оплату труда, расходы на социальное страхование и обеспечение, амортизация (основных средств; используемых в производстве растений и животных, нематериальных активов), расходы будущих периодов, себестоимость товарно-материальных запасов, убытки, расходы на благотворительность и некоторые другие расходы.

Ставка налога составляет 25% от налогооблагаемой суммы. Существует ряд налоговых льгот, в частности, сниженная ставка налога для малых малорентабельных предприятий (ставка налога – 20%), предприятий новых и высоких технологий (ставка налога – 15%), предприятий передовых технических услуг (ставка налога – 15%), предприятий поощряемых отраслей в западных регионах страны (ставка налога – 15%) и другие налоговые льготы (в виде сниженных ставок налога, освобождения от налога некоторых видов деятельности, вычетов из налогооблагаемой базы, зачета расходов в счет уплаты налога, налоговых каникул в виде освобождения от налога в течение 2 лет и сниженной до 12,5% ставки налога в течение последующих трех лет). Территории национальных автономий вправе уменьшить ставку налога на доходы предприятий за счет той доли поступлений от налога, которая поступает в местный бюджет. Пассивные доходы предприятий-нерезидентов облагаются по ставке в размере 10% от налогооблагаемого дохода.

Налоговый период – 1 год (с 1 января по 31 декабря). В течение года ежеквартально или ежемесячно предприятия исчисляют налоговую базу и перечисляют авансовые платежи по налогу на доходы предприятий в течение 15 дней после окончания отчетного периода.

Остальные нормативные правовые акты, принятые в КНР и регулирующие сбор налога на доходы предприятий:

  • Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий»

Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» (Постановление Государственного совета КНР № 512) определяет подробные правила сбора налога на доходы предприятий (корпоративного подоходного налога). Данный нормативный правовой акт принят Государственным советом КНР на основании Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» и содержит пояснения по применению закона.

Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» состоит из 8 глав (общие положения; налогооблагаемый доход; сумма налога; налоговые льготы; удержания у источника дохода; специальная налоговая корректировка; управление сбором налога; дополнительные положения). Первая глава в основном содержит определения терминов, используемых в главе 1 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» (предприятие-резидент, иностранное предприятие, структуры и места ведения деятельности, доход, фактическая связь).

Вторая глава содержит правила определения налоговой базы по налогу на доходы предприятий (признание дохода, уменьшение налоговой базы, налоговая амортизация основных средств и нематериальных активов). В третьей главе приведена основная формула расчета суммы налога на доходы предприятий, а также правила зачета налогов, уплаченных за рубежом в отношении зарубежного дохода предприятия.

Четвертая глава (налоговые льготы) содержит подробные пояснения по применению налоговых льгот, установленных Законом КНР «О налоге на доходы предприятий»: освобождение от налога дохода от государственных облигаций, дивидендов между предприятиями-резидентами, дохода некоммерческих организаций; налоговые льготы (освобождение от налога и уменьшение налога) для предприятий сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства; налоговые каникулы (освобождение от налога в первые годы три года работы и уменьшение налогов в течение последующих двух лет) для объектов капитальной инфраструктуры, проектов по защите окружающей среды, энергосбережению; налоговые льготы при трансфере технологий; сниженная ставка налога на пассивные доходы предприятий-нерезидентов; сниженная ставка налога для малых малорентабельных предприятий и предприятий новых и высоких технологий; дополнительный вычет расходов на НИОКР; налоговые льготы для предприятий, принимающих на работу инвалидов; льготы для венчурных предприятий; ускоренная амортизация; уменьшение налоговой базы для предприятий по комплексному использованию ресурсов; уменьшение суммы налога для предприятий, использующих оборудование по охране труда, защите окружающей среды, энергосбережению и водосбережению.

Пятая глава (удержания у источника дохода) содержит пояснения по удержанию налога на доходы предприятий налоговыми агентами. Шестая глава (специальная налоговая корректировка) уточняет правила корректировки суммы налогов при осуществлении предприятиями сделок с взаимозависимыми лицами. Седьмая глава (управление сбором налога) содержит пояснения к соответствующей главе Закона КНР «О налоге на доходы предприятий»

Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» вступило в силу с 1 января 2008 г. одновременно с Законом КНР «О налоге на доходы предприятий».

  • Перечень инфраструктурных проектов в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Перечень инфраструктурных проектов в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» (Уведомление Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР и Государственного комитета по развитию и реформе КНР № 116-2008) определяет перечень проектов развития общественной инфраструктуры, при реализации которых предприятие может воспользоваться льготой по налогу на доходы предприятий.

В соответствии с Законом КНР «О налоге на доходы предприятий» (ст. 27) доход предприятия от инвестиций и управления проектом коммунальной инфраструктуры может быть освобожден от налога или сумма налога на данный вид дохода может быть уменьшена. Сейчас для инфраструктурных проектов в КНР существуют налоговые каникулы по формуле «3+3» (освобождение от налога на доходы предприятий в течение первых трех лет работы и уменьшение суммы налога в два раза в течение последующих трех лет). Срок налоговых каникул начинает течь с налогового года, в течение которого была впервые получен операционный доход (выручка) от реализации проекта.

В соответствии с Положением «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» данная льгота предоставляется при создании речных и морских портов, аэропортов, железных дорог, автомобильных дорог, городских систем общественного транспорта, объектов электроэнергетики и ирригации. Льгота не предоставляется предприятиям, которые занимаются строительством данных объектов по договору подряда или управлением объектами по договорам управления, а также создающие данные объекты только для собственного использования.

Подробный список объектов инфраструктуры, при создании которых может быть использована льгота по налогу на доходы предприятий в виде налоговых каникул, в соответствии с ст. 67 Положения «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» должен быть определен отдельным перечнем. Для этого Министерство финансов КНР, Главное государственное налоговое управление КНР и Государственный комитет по развитию и реформе КНР подготовили в 2008 г. «Перечень инфраструктурных проектов в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий».

  • Перечень проектов комплексного использования ресурсов в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Перечень проектов комплексного использования ресурсов в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» (Уведомление Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР и Государственного комитета по развитию и реформе КНР № 117-2008) определяет перечень производств с комплексным использованием ресурсов (использованием отходов и побочных продуктов производства), при ведении которых предприятие может воспользоваться налоговыми льготами.

В соответствии со ст. 33 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» при комплексном использовании ресурсов для производства товаров, отвечающих требованиям государственной отраслевой политики, предприятие может уменьшить сумму дохода от данного производства при исчислении налоговой базы. По действующим правилам предприятие вправе вычесть 10% из дохода.

Чтобы воспользоваться налоговой льготой, предприятие обязано производить товары, производство которых не отнесено государством к ограничиваемым и запрещенным. Производимые товары должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам. Кроме того, предприятие обязано использовать для производства данных товаров сырье, отнесенное к отходам и побочным продуктам производства.

«Перечень проектов комплексного использования ресурсов в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» определяет: 1) перечень отходов производства и побочных продуктов производства, при использовании которых в качестве сырья применяется налоговая льгота; 2) перечень товаров, которые предприятия могут производить с использованием данных отходов и побочных продуктов; 3) основные требования к производству, в том числе минимальная доля отходов производства и побочных продуктов в общем объеме сырья, используемом предприятия для производства продукции.

Налоговые льготы по НДС при комплексном использовании ресурсов определены отдельным нормативным правовым актом (Уведомление Министерства финансов КНР и Главного государственного налогового управления КНР «О публикации Перечня товаров и услуг с комплексным использованием ресурсов в целях применения льгот по налогу на добавленную стоимость»).

  • Перечень проектов по охране окружающей среды, энергосбережению и водосбережению в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Перечень проектов по охране окружающей среды, энергосбережению и водосбережению в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий (пробный)» (Уведомление Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР и Государственного комитета по развитию и реформе КНР № 166-2009) определяет перечень проектов в сфере экологии и экономии ресурсов, при реализации которых предприятие может воспользоваться налоговыми льготами.

В соответствии со ст. 27 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» доход предприятия от капиталовложений в создание проектов по охране окружающей среды, водосбережению и энергосбережению может быть освобожден от налога на доходы предприятий или сумма налога может быть уменьшена. Сейчас в КНР для данных проектов действуют налоговые каникулы по формуле «3+3» (освобождение от налога на доходы предприятий в течение первых трех лет работы и уменьшение суммы налога в два раза в течение последующих трех лет). Срок налоговых каникул начинает течь с налогового года, в течение которого была впервые получен операционный доход (выручка) от реализации проекта.

В соответствии со ст. 88 Положения «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» к проектам по охране окружающей среде, энергосбережению и водосбережению, на которые должны распространяться налоговые каникулы, относятся коммунальные очистные сооружения, коммунальные предприятия по утилизации мусора, комплексное использование биогаза, опреснение воды, а также проекты по усовершенствованию технологий на грязных производствах.

«Перечень проектов по охране окружающей среды, энергосбережению и водосбережению в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий (пробный)» определяет: 1) проекты по охране окружающей среды, энергосбережению и водосбережению, на которые распространяются налоговые каникулы; 2) основные требования, предъявляемые к проектам. Например, при создании предприятий по опреснению морской воды для использования в промышленности или коммунальном хозяйстве проект должен соответствовать требования к размещению объема, объемам производства опресненной воды, и расходованию электроэнергии.

  • Перечень специального оборудования по охране окружающей среды в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Перечень специального оборудования по охране окружающей среды в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» (Уведомление Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР, Государственного комитета по развитию и реформе КНР № 115-2008) определяет виды оборудования, при приобретении которого предприятие может воспользоваться налоговой льготой.

В соответствии со ст. 34 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» предприятие может в определенной пропорции зачесть в счет уплаты налога на доходы предприятий сумму капиталовложений в приобретение специального оборудования для охраны окружающей среды. В настоящее время предприятие может зачет в счет уплаты налога до 10% от расходов на приобретение данного оборудования. Если налогооблагаемый доход предприятия в текущем году менее 10% от расходов на приобретение специального оборудования для охраны окружающей среды, предприятие вправе перенести остаток на следующий год для уменьшения суммы налога. Перенос остатка допускается в течение 5 лет.

Для использования налоговой льготы предприятие обязано приобрести и использовать оборудование, предусмотренное «Перечнем». Если предприятие продает или передает в аренду приобретенное оборудование в течение 5 лет со дня приобретения, использование налоговой льготы приостанавливается; кроме того, с предприятия взыскивается ранее зачтенная сумма налога на доходы предприятий.

«Перечень специального оборудования по охране окружающей среды в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» определяет: 1) наименования оборудования; 2) основные технические характеристики; 3) сферу применения оборудования. Налоговая льгота в основном распространяется на оборудование, используемое для очистки сточных вод, утилизацию отходов, мониторинг загрязнения.

  • Перечень специального оборудования по энергосбережению и водосбережению в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Перечень специального оборудования по энергосбережению и водосбережению в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» (Уведомление Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР, Государственного комитета по развитию и реформе КНР № 115-2008) определяет виды оборудования, при использовании которого предприятие может воспользоваться налоговой льготой.

В соответствии со ст. 34 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» предприятие может в определенной пропорции зачесть в счет уплаты налога на доходы предприятий сумму капиталовложений в приобретение специального оборудования, уменьшающего потребление электроэнергии и водных ресурсов. В настоящее время предприятие может зачет в счет уплаты налога до 10% от расходов на приобретение данного оборудования.

Если налогооблагаемый доход предприятия в текущем году менее 10% от расходов на приобретение специального оборудования для энергосбережения и водосбережения, предприятие вправе перенести остаток на следующий год для уменьшения суммы налога. Перенос остатка допускается в течение 5 лет.

Для использования налоговой льготы предприятие обязано приобрести и использовать оборудование, предусмотренное «Перечнем». Если предприятие продает или передает в аренду приобретенное оборудование в течение 5 лет со дня приобретения, использование налоговой льготы приостанавливается; кроме того, с предприятия взыскивается ранее зачтенная сумма налога на доходы предприятий.

«Перечень специального оборудования по энергосбережению и водосбережению в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» определяет: 1) наименования оборудования; 2) основные технические характеристики; 3) сферу применения оборудования; 4) соответствующие государственные стандарты.

  • Перечень специального оборудования для обеспечения безопасности производства в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Перечень специального оборудования для обеспечения безопасности производства в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» (Уведомление Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР и Главного государственного управления по контролю за безопасностью на производстве № 118-2008) определяет виды оборудования для охраны труда и обеспечения безопасности производства, при приобретении которого предприятие может воспользоваться налоговой льготой.

В соответствии со ст. 34 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» предприятие может в определенной пропорции зачесть в счет уплаты налога на доходы предприятий сумму капиталовложений в приобретение специального оборудования для обеспечения безопасности производства. В настоящее время предприятие может зачет в счет уплаты налога до 10% от расходов на приобретение данного оборудования.

Если налогооблагаемый доход предприятия в текущем году менее 10% от расходов на приобретение специального оборудования для обеспечения производства, предприятие вправе перенести остаток на следующий год для уменьшения суммы налога. Перенос остатка допускается в течение 5 лет.

Для использования налоговой льготы предприятие обязано приобрести и использовать оборудование, предусмотренное «Перечнем». Если предприятие продает или передает в аренду приобретенное оборудование в течение 5 лет со дня приобретения, использование налоговой льготы приостанавливается; кроме того, с предприятия взыскивается ранее зачтенная сумма налога на доходы предприятий.

«Перечень специального оборудования для обеспечения безопасности производства в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий» определяет: 1) наименования оборудования; 2) соответствующие государственные стандарты и технические характеристики; 3) функции оборудования; 4) сферу применения оборудования.

  • Пределы первичной переработки сельскохозяйственной продукции в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий

«Пределы первичной переработки сельскохозяйственной продукции в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий (пробные)» (Уведомление Министерства финансов КНР и Главного государственного налогового управления КНР № 149-2008) определяют пределы первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в пределах которой действуют налоговые льготы.

В соответствии со ст. 27 Закона КНР «О налоге на доходы предприятий» доход предприятий в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, животноводства и рыболовства может быть освобожден от налога на доходы предприятий или сумма налога может быть уменьшена. Более подробные правила применения данной льготы определены Положением «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий».

Сейчас от налога на доходы предприятий в КНР освобождено выращивание овощей, злаков, картофеля, масличных культур, бобовых, хлопка, сахароносных культур, фруктов и орехов, селекций и выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, выращивание сырья для традиционной китайской медицины, выращивание деревьев, разведение скота и домашней птицы, сбор лесных дикоросов, рыболовство в открытом море, а также орошение, первичная переработка сельскохозяйственных товаров, оказание ветеринарных услуг, ремонт сельскохозяйственной техники и другие услуги в сфере сельского и лесного хозяйства, животноводства и рыболовства. Налоговые льготы не распространяются на проекты, развитие которых ограничено или запрещено государством.

«Пределы первичной переработки сельскохозяйственной продукции в целях применения льгот по налогу на доходы предприятий (пробные)» определяют перечень операций, выполнение которых не относится к глубокой переработке. Доход, полученный от выполнения операций по первичной переработке, освобождается от налога на доходы предприятий.

Как правило, к первичной переработке относятся операции по охлаждению, заморозке, дроблению, размолу, сортировке, упаковке, крошению, сушке, нарезке и другие действия, которые не приводят к изменению товарного кода. Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции (например, производство лекарств традиционной китайской медицины, консервированных фруктов и др.) не освобождаются от налога на доходы предприятий.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи