Льготы по налогу на доходы предприятий: переходный период

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Впервые опубликовано 18 февраля 2008 г. (текст верен по состоянию на 2008 г.). В настоящее время переходный период завершен.

29 декабря 2007 г. Государственный совет КНР опубликовал Уведомление «О применении переходных налоговых льгот по налогу на доходы предприятий» (далее – Уведомление № 39-2007), вступающее в силу с 1 января 2008 г. Данный документ определяет правила применения налоговых льгот в переходный период.

Как уже было рассказано раньше, с 1 января 2008 г. в КНР вступает в силу новый Закон КНР «О налоге на доходы предприятий» и Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий», которые меняют круг налогоплательщиков, ставки и правила сбора налога на доходы предприятий (корпоративного подоходного налога). Одновременно со вступлением в силу данного закона прекращают действие Временное положение «О налоге на доходы предприятий» и Закон КНР «О налоге на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий», предусматривающий ряд существенных налоговых льгот для иностранных инвесторов.


По новому закону для предприятий вне зависимости от происхождения капитала будет действовать одна стандартная ставка налога в размере 25%. Ранее стандартная ставка подоходного налога для предприятий с иностранным капиталом в КНР составляла 33%. При этом на иностранных инвесторов распространялся широкий круг налоговых льгот, позволявших воспользоваться сниженной ставкой налога в размере 15% или 24%. Новый закон отменяет все налоговые льготы, которые существовали только для иностранных инвесторов: льготы по налогу на доходы предприятий в соответствии с новым законом в одинаковой мере распространяются на предприятия с иностранным капиталом и предприятия с национальным (китайским) капиталом.

Чтобы смягчить резкое повышение ставки подоходного налога для предприятий с иностранным капиталом, Госсовет КНР принял решение ввести переходный период, в течение которого предприятия с иностранным капиталом смогли бы воспользоваться налоговыми льготами, на которые они могли рассчитывать при создании. Основные правила применения налоговых льгот в переходный период определены Уведомлением № 39-2007.

Во-первых, Уведомление № 39-2007 вводит пятилетний переходный период для предприятий, пользовавшихся до 1 января 2008 г. налоговой льготой в виде сниженной ставки подоходного налога. В течение переходного периода ставка налога будет постепенно повышаться до размера, установленного новым законом.

Для предприятий, до 1 января 2008 г. уплачивавших подоходный налог по ставке в размере 15%, в 2008 г. ставка налога на доходы предприятий будет составлять 18%, в 2009 г. – 20%, в 2010 г. – 22%, в 2011 г. – 24%. С 2012 г. данные предприятия будут уплачивать налог по стандартной ставке в размере 25%. Предприятия, до 1 января 2008 г. уплачивавшие подоходный налог по ставке в размере 24%, с 2008 г. будут уплачивать налог по стандартной ставке в размере 25%.

Во-вторых, Уведомление № 39-2007 предусматривает переходный период для предприятий, пользующихся налоговыми каникулами «2+3» (освобождение от подоходного налога в течение первых двух лет работы и уменьшение налога вдвое в течение последующих трех лет работы предприятия) или «5+5» (освобождение от подоходного налога в течение первых пяти лет работы и уменьшение налога вдвое в течение последующих пяти лет работы предприятия). Отчет срока налоговых каникул начинается с момента получения прибыли. С 1 января 2008 г. предприятия, пользующиеся налоговыми каникулами, вправе продолжить использование льгот, предусмотренных налоговыми каникулами в соответствии со сроками и правилами предоставления налоговых каникул, предусмотренных прежним законодательством. Если предприятие имеет право, но не приступило к использованию налоговых каникул, срок предоставления налоговых каникул исчисляется с 1 января 2008 г.

Воспользоваться прежними налоговыми льготами в переходный период смогут предприятия, созданные до 16 марта 2007 г. (даты публикации Закона КНР «О налоге на доходы предприятий»). Подробный перечень налоговых льгот, действие которых сохраняется в переходный период, указан в Уведомлении № 39-2007.

В-третьих, в КНР сохраняются особые налоговые льготы, установленные для предприятий в западных регионах страны в соответствии с Уведомлением Министерства финансов КНР, Главного государственного налогового управления КНР (ГГНУ КНР) и Главного таможенного управления КНР (ГТУ КНР) «О вопросах политики налоговых льгот для освоения западных регионов» (Уведомление № 202-2001).

К западным регионам в целях применения налоговых льгот относятся город центрального подчинения Чунцин, провинции Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, автономный район Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский автономный район, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Льготы для западных регионов могут применяться в Яньбянь-Корейском автономном округе, а также местах проживания национальных меньшинств в провинциях Хунань и Хубэй.

Налоговые льготы в западных регионах включают: 1) сниженную ставку подоходного налога для предприятий поощряемых видов деятельности; 2) сниженную ставку налога или освобождение от налога предприятий, создаваемых в районах национальных автономий; 3) налоговые каникулы по схеме «2+3».

Предприятия с иностранным капиталом и предприятия с национальным (китайским) капиталом в западных регионах могут воспользоваться сниженной ставкой налога на доходы предприятий в размере 15%. Уведомление № 202-2001 предусматривает применение этой льгот с 2001 г. до 2010 г. Предприятия с национальным (китайским) капиталом должны относиться к поощряемым или разрешенным государством в соответствии с правилами совершенствования отраслевой структуры. Предприятия с иностранным капиталом должны относиться к поощряемым в соответствии с «Перечнем отраслей для размещения иностранных инвестиций» или «Перечнем приоритетных отраслей для иностранных инвестиций в западных и центральных регионах», то есть получать не менее 70% дохода от деятельности, относящейся к поощряемой.

Предприятия, созданные в районах национальных автономий, в соответствии с Уведомлением № 202-2001 могут быть освобождены от подоходного налога или уплачивать данный налог по сниженной ставке по решению народного правительства провинциальной ступени (народного правительства провинции, автономного района, города центрального подчинения). Данная льгота может быть предусмотрена как для предприятий национального (китайского) капитала, так и для предприятий с иностранным капиталом. Подробные правила использования налоговых льгот в районах национальных автономий принимаются провинциальными правительствами.

Налоговые каникулы в соответствии с Уведомлением № 202-2001 распространяются на новые предприятия, созданные в сфере транспорта, электроэнергетики, ирригации и водоснабжения, радиовещания, телевещания, почты. Если один из данных видов деятельности является основным для предприятия (предприятие получает не менее 70% дохода от данного вида деятельности), предприятие вправе воспользоваться освобождением от подоходного налога в течение первых двух лет с того момента, как предприятие начало получать доход. В течение последующих трех лет (с третьего по пятый год ведения деятельности) предприятие вправе уплачивать подоходный налог по сниженной в два раза ставке налога. Предприятия с иностранным капиталом могут воспользоваться налоговыми каникулами, если срок деятельности предприятия составляет не менее 10 лет.

К предприятиям в сфере транспорта, на которые распространяются налоговые каникулы, относятся новые предприятия автотранспорта, железнодорожные предприятия, авиалинии, порты, причалы, трубопроводы. Предприятия в сфере электроэнергетики – предприятия, занимающиеся производством электроэнергии. Предприятия в сфере ирригации и водоснабжения – предприятия, занимающиеся использованием водных ресурсов рек и озер, созданием системы защиты от паводков (наводнений), ирригационных систем, систем водоснабжения, защиты водных ресурсов, гидроэнергетикой.

Кроме того, в западных регионах страны в соответствии с Уведомлением № 202-2001 предприятия освобождаются от сельскохозяйственного налога в случае превращения пахотных земель в лесопосадки (сельскохозяйственный налог отменен в 2006 г.) и сбора за занятие пахотных земель при строительстве дорог государственного и провинциального значения. Если деятельность предприятия с иностранным капиталом относится к поощряемым в западных регионах видам деятельности, то оборудование, ввозимое предприятием для собственного использования, освобождается от таможенной пошлины и НДС.

Заключение

В переходный период предприятия вправе пользоваться налоговыми льготами, которые были введены до принятия нового Закона КНР «О налоге на доходы предприятия». Вместе с тем, существует ряд ограничений. Во-первых, переходный период не распространяется на предприятия, созданные после публикации закона (март 2007 г.). Во-вторых, если предприятие может воспользоваться несколькими льготами одновременно (например, сниженной ставкой налога и налоговыми каникулами), необходимо выбрать одну из налоговых льгот, которую предприятие будет использовать. После того, как выбор будет сделан, предприятие не вправе изменить используемую налоговую льготу. С 2012 г. большинство ранее созданных предприятий окончательно перейдет на новые правила уплаты налога на доходы предприятий.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи