Налоговое законодательство КНР

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Основные законы в области налогообложения:

Закон КНР «Об управлении сбором налогов» (принят в 1992 г.; с изменениями 1995, 2001, 2013 и 2015 гг.) является основным законодательным актом, которым устанавливаются общие принципы налогообложения, правила налогового администрирования, проведения налоговых проверок и юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

В соответствии с Законом КНР «Об управлении сбором налогов» введение и отмена налогов осуществляется законом. Если закон наделяет центральное правительство (Государственный совет КНР) полномочиями по введению и отмене налогов, то допускается введение и отмена налогов административным правовым актом Государственного совета КНР.

В настоящее время в КНР действуют три закона, вводящих налог на доходы предприятий, налог на доходы физических лиц и транспортный закон (Закон КНР «О налоге на доходы предприятий», Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» и Закон КНР «О транспортном налоге» соответственно). Остальные налоги в КНР введены административными правовыми актами (Временное положение «О налоге на добавленную стоимость», Временное положение «О потребительском налоге», Временное положение «О налоге на предпринимательскую деятельность», Временное положение «О налоге на недвижимость» и др.).

Руководство работой по сбору налогов осуществляется Главным государственным налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР). На местах сбор налогов осуществляют управления по центральным налогам и управления по местным налогам. Управления по центральным налогам напрямую подчинены ГГНУ КНР и осуществляют сбор налога на добавленную стоимость, потребительского налога, налога на доходы предприятий и некоторых других налогов. Управления по местным налогам находятся в совместном подчинении ГГНУ КНР и местных народных правительств провинциального уровня (народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Данные управления занимаются сбором налога на доходы физических лиц, налога на предпринимательскую деятельность, транспортного налога, налога на имущество, налога на использование городских земель и других налогов.

«Подробные правила применения Закона КНР об управлении сбором налогов» (Постановление Государственного совета КНР № 362) являются административным правовым актом, принятым в целях уточнения и дополнения некоторых положений Закона КНР «Об управлении сбором налогов» о системе налоговой регистрации, налогового учета, подаче налоговых декларации, принудительного исполнения, проведения налоговых проверок и юридической ответственности за правонарушения.

«Подробные правила применения Закона КНР об управлении сбором налогов» (далее – Подробные правила применения) предусматривают также принятие ряда других подзаконных актов: стандартов информатизации деятельности налоговых органов, кодекса поведения служащих налоговых органов и стандартов оказания налоговых услуг, правил поощрения за информирование о налоговых правонарушениях, разграничения полномочий между налоговыми управлениями (в компетенции которых администрирование налогов) и налоговыми инспекциями (в компетенции которых проведение налоговых проверок), правила налоговой регистрации (в том числе – плательщиков НДФЛ), правил обмена информацией между налоговыми органами и органами торгово-промышленной администрации, правил использования контрольно-кассовой техники, правил возмещения налогов при экспорте, правил оценки кредитоспособности налогоплательщиков, правил контроля над сделками с взаимозависимыми лицами, публикации информации о должниках, ограничения выезда должников за рубеж, правила проведения налоговых проверок и др. Большинство подзаконных актов, принятие которых предусмотрено Подробными правилами применения (по состоянию на сентябрь 2013 г.), в настоящее время приняты и вступили в силу.

Кроме того, Подробные правила применения устанавливают правила вручения налоговых уведомлений налогоплательщикам и налоговым агентам. По общему правилу документы, направляемые налоговыми органами, должны вручаться лично налогоплательщику или налоговому агенту. Если адресат является гражданином, документ вручается ему под подпись; при отсутствии адресата на месте, документ вручается под подпись другого совершеннолетнего члена семьи адресата.

Если адресат является организацией, налоговые документы вручаются под подпись законному представителю, основному ответственному лицу, финансово ответственному лицу или лицу, ответственному за прием корреспонденции. При наличии у организации уполномоченного представителя в налоговых делах, допускается вручение документов представителю.

Подробные правила допускают оставление документов по месту нахождения (месту жительства) адресата при отказе в получении документов под подпись, вручение документов по почте или вручение документов путем дачи публичного объявления. В последнем случае документы считаются врученными по истечению 30 дней со дня публикации объявления.

  • Правила принятия налоговых нормативных актов

«Правила принятия налоговых нормативных актов» (Приказ Главного государственного налогового управления КНР № 20-2010, далее – Правила) определяют правила разработки, одобрения, регистрации, проверки и ревизии налоговых нормативных актов, принимаемых налоговыми органами.

Правила распространяются на налоговые нормативные акты – документы, принимаемые налоговыми органами не ниже уездной ступени (управлениями по центральным налогам и управлениями по местным налогам) в соответствии с определенным законом полномочиями и предусмотренной процедурой, подлежащие официальному опубликованию, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков (включая налоговых агентов и других лиц), а также имеющие обязательную силу в пределах определенной территории и предназначенные для неоднократного применения (ст. 2 Правил). Правила не распространяются на ведомственные акты Главного государственного налогового управления КНР (ГГНУ КНР).

Налоговые нормативные акты должны приниматься в соответствии с положениями законов, административных правовых актов и ведомственных правовых актов, а также налоговых нормативных актов вышестоящих налоговых органов, при соблюдении принципов открытости, единообразия, эффективности. При принятии налоговых нормативных актов необходимо следовать процедуре, установленной Правилами.

Налоговые нормативные акты не могут предусматривать: 1) введение налогов и прекращение взимания налогов; 2) налоговые льготы; 3) возмещение налогов и доплату налогов; 4) дополнительные административные штрафы и сборы. Исключение сделано для налоговых нормативных актов, предусматривающих налоговые льготы, если на введение налоговых льгот получено разрешение от Государственного совета КНР.

Кроме того, налоговые нормативные акты должны приниматься в пределах полномочий, которыми налоговые органы могут быть наделены положениями законов, административных правовых актов, ведомственных правовых актов или налоговых нормативных актов, принятых вышестоящими налоговыми органами. Если у налогового органа отсутствуют необходимые полномочия, то при необходимости принять налоговый нормативный акт данный налоговый орган обязан направить в вышестоящий налоговый орган обращение о принятии соответствующего акта.

Налоговые органы ниже уездной ступени, а также отдельные подразделения (отделы) и структуры, созданные налоговыми органами, подведомственные налоговым органам организации и учреждения не вправе от своего имени принимать налоговые нормативные акты.

Налоговые нормативные акты могут называться «правилами», «положениями», «регламентами», «уставами». Налоговый нормативный акт не может называться «положением», «подробными правилами применения» (данные наименования используются Государственным советом КНР), «уведомлением» или «ответом» (данные наименования используются министерствами и ведомствами Госсовета, в том числе ГГНУ КНР). В налоговом нормативном акте должны быть указаны цель принятия, основания для принятия, пределы применения, дата начала применения или срок действия, а также основное содержание нормативного акта.

Налоговые нормативные акты по общему правилу должны вступать в силу по истечению 30 дней со дня опубликования. Если отсрочка даты вступления в силу создаст препятствия для применения нормативного акта в дальнейшем, допускается вступление в силу и начало применения налогового нормативного акта со для опубликования. Налоговые нормативные акты, принятые в целях уточнения норм ведомственных актов и налоговых нормативных актов вышестоящих налоговых органов, могут применяться со дня начала применения соответствующего ведомственного акта или налогового нормативного акта.

  • Правила регулирования общих правил борьбы с уклонением от налогов (пробные)

«Правила регулирования общих правил борьбы с уклонением от налогов (пробные)» опубликованы Главным государственным налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР) в декабре 2014 г. Данные правила определяют порядок проведения налоговых проверок в отношении схем, направленных на получение предприятиями налоговой выгоды при отсутствии обоснованной коммерческой цели (GAAR).

Данные правила не распространяются на разбирательства, проводимые по фактам налоговых правонарушений (уклонение от уплаты налогов, противодействие уплате налогов, уклонение от взыскания налоговой задолженности, возмещение налогов обманным путем), а также схемы, которые не связаны с трансграничным сделками и платежами. В отношении трансфертного ценообразования, тонкой капитализации, контролируемых иностранных компаний действуют специальные правила.

Налоговые органы обязаны своевременно выявлять дела на основе практики работы и анализа налоговых данных. В случае возникновения подозрений налоговый орган обязан проинформировать налоговый орган провинциальной ступени (департамент международного налогообложения). Решение о начале проведения проверки по факту уклонения от уплаты налогов принимает Главное государственное налоговое управление КНР (ГГНУ КНР).

«Правила регулирования налоговых льгот» (Объявление ГГНУ КНР № 43-2015; применяется с 1 августа 2015 г.) определяют основные правила предоставления налоговых льгот в Китае.

В соответствии с «Правилами» налоговой льготой является установленная государством мера по уменьшению налогового бремени для налогоплательщиков или освобождения налогоплательщиков от налогов. Налоговая льгота может быть предоставлена отдельным видам налогоплательщиков или в отношении отдельных объектов налогообложения. Налоговые льготы включают льготы в отношении налоговой базы (уменьшение налоговой базы по налогу), ставки налоги (сниженные ставки налога) или суммы налога (уменьшение суммы налога). «Правила» не относят к налоговым льготам возмещение налогов при экспорте, а также различного рода льготы, предоставляемые Министерством финансов КНР.

Все налоговые льготы разделены на два вида: налоговые льготы разрешительного характера и налоговые льготы уведомительного характера. Для использования налоговых льгот разрешительного характера налогоплательщик обязан до начала использования льготы обратиться в налоговый орган и получить разрешение на использование налоговой льготы. При использовании налоговых льгот уведомительного характера налогоплательщик обязан заявить об использовании льготы при подаче налоговой декларации.

Перед предоставлением права на использование налоговой льготы налоговые органы вправе провести выездную проверку по месту нахождения налогоплательщика. Для проведения выездной проверки налоговый орган обязан направить не менее двух служащих, которые несут ответственность за проведение проверки и составление протокола.

В случае отказа в предоставлении налоговой льготы разрешительного характера налогоплательщик вправе обжаловать отказ в порядке административного пересмотра: обратиться за пересмотром решения об отказе в предоставлении налоговой льготы в вышестоящий налоговый орган в соответствии с Законом КНР «Об административном пересмотре» и «Регламентом административного пересмотра налоговых споров». В случае несогласия с решением, принятым по результатам административного пересмотра, налогоплательщик может обратиться с иском в народный суд.

Использование налоговых льгот не освобождает налогоплательщика от подачи налоговых деклараций. Налоговые органы обязаны контролировать использование налогоплательщиками налоговых льгот и в случае выявления нарушения аннулировать ранее предоставленные льготы.

Правила предоставления отдельных налоговых льгот устанавливаются отдельными нормативными актами, принятыми в соответствии с «Правилами». Кроме того, на местах управления по центральным налогам и управления по местным налогам провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и городов центрального планирования вправе принять дополнительные нормативные акты, уточняющие и дополняющие «Правила».

  • Регламент административного пересмотра налоговых споров

«Регламент административного пересмотра налоговых споров» (Приказ Главного государственного налогового управления КНР № 21) принят в декабре 2009 г. и применяется с 1 апреля 2010 г. Данный нормативный правовой акт определяет подробные правила разрешения налоговых споров в порядке административного пересмотра (в административном порядке).

Административный пересмотр решений государственных органов (обжалование действий государственных органов в административном порядке) в Китае проводится в соответствии с Законом КНР «Об административном пересмотре», Положением «О применении Закона КНР об административном пересмотре», а также ведомственными актами, принятыми отдельными министерствами и ведомствами. «Регламент административного пересмотра налоговых споров применяется при обжаловании налогоплательщиками и налоговыми агентами решений налоговых органов (управлений по центральным налогам и управлений по местным налогам, а также налоговых инспекций и уполномоченных сборщиков налогов).

По действующим правилам административный пересмотр решения налогового органа обязателен до обращения в суд, если данное решение относится к определению субъекта налогообложения (налогоплательщика), объекта налогообложения, пределов применения налога, применению налоговых льгот, определению этапа сбора налога, сроков уплаты налога, места уплаты налога, способа уплаты налога, вменению суммы налога, взысканию пени за неуплату налога и другим действиям налоговых органов, связанных со сбором налогов.

Перед обращением за административным пересмотром налогоплательщик обязан заранее уплатить сумму налогов в соответствии с обжалуемым решением налогового органа или предоставить необходимое обеспечение (в форме поручительства или залога). В случае несогласия с решением, принятым по результатам административного пересмотра, налогоплательщик вправе обратиться с иском в народный суд.

В остальных случаях налогоплательщик может выбрать, обращаться ли ему за административным пересмотром решения или сразу обратиться с иском в суд. Выбор возможен, если обжалуемое решение налогового органа касается выдачи лицензий и разрешений, регулирования счетов (инвойсов), обеспечительных мер, мер принудительного исполнения, применения административных наказаний, присвоения статуса обычного плательщика НДС, оценки кредитоспособности налогоплательщика и в других случаях. Кроме того, в ходе административного пересмотра налогоплательщик может оспорить законность правовых норм, на которых основано решение налогового органа.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи