Налоговое законодательство Китая – 2013

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Основные законы и подзаконные акты в области налогообложения в Китае, действующие сейчас:

Закон КНР «Об управлении сбором налогов» (принят в 1992 г.; с изменениями 1995, 2001 и 2013 гг.) определяет общие правила налогообложения, управления сбором налогов, проведения налоговых проверок. Закон выполняет роль общей части налогового кодекса: в нем определены все основные правила, которые применяются при сборе всех налогов в КНР.

«Подробные правила применения Закона КНР об управлении сбором налогов» (Постановление Государственного совета КНР № 362) уточняют и дополняют положения Закона КНР «Об управлении сбором налогов» и определяют правила налоговой регистрации, налогового учета, подаче налоговых деклараций, принудительного взыскания налоговой задолженности, проведения налоговых проверок, устанавливают юридическую ответственность за правонарушения.

Закон КНР «О налоге на доходы предприятий» определяет основные правила сбора налога на доходы предприятий – корпоративного подоходного налога. Закон определяет круг налогоплательщиков, ставки налога, правила исчисления налога, перечень налоговых льгот.

Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» определяет основные правила сбора НДФЛ: круг налогоплательщиков, перечень вычетов, ставки налога в зависимости от вида дохода, перечень налоговых льгот, правила сбора налога.

Закон КНР «О транспортном налоге» принят в феврале 2011 г. и вступил в силу с 1 января 2012 г. Данный закон повысил уровень правового регулирования транспортного налога (налога на использование автотранспортных средств и водных судов) и изменил ранее действовавшие ставки налога.

Объектами налогообложения транспортного налога являются: пассажирский и грузовой автотранспорт, низкоскоростной автотранспорт (транспортные средства, зарегистрированные в качестве трехколесных автотранспортных средств, трехколесных транспортных средств сельскохозяйственного назначения, четырехколесных транспортных средств сельскохозяйственного назначения), специальный транспорт (оборудование и установки на колесному ходу, используемые для погрузочных работ, экскавации, выравнивания грунта и др.), мотоциклы, водные суда и яхты.

Транспортный налог исчисляется с использованием твердых ставок. На центральном уровне установлены пределы минимальных и максимальных ставок налога для различных объектов налогообложения. Конкретные подлежащие применению ставки налога определяются местными (региональными) органами власти.

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в КНР налог на добавленную стоимость.

Временное положение «О налоге на добавленную стоимость» действует в КНР с 1 января 1994 г. (в последней редакции от 05.11.2008 – с 1 января 2009 г.). Поэтому указание на «временность» данного документа может означать то, что данное Положение будет действовать до принятия соответствующего закона Всекитайским собранием народных представителей или его Постоянным комитетом.

Следует заметить, что данный документ содержит лишь основные положения, которые детализируются в других административных правовых актах (Подробные правила применения Временного положения «О налоге на добавленную стоимость) и ведомственных правовых актах (принимаемых Главным государственным налоговым управлением самостоятельно или совместно с Министерством финансов КНР). Наличие только основных правил, касающихся существенных элементов налогообложения и основ налогового администрирования, обеспечивает стабильность документа: с 1993 г. он был изменен дважды – в 1999 г. и 2008 г.

В 2012 г. возможно внесение изменений в данный документ в связи с проведением реформы косвенного налогообложения в КНР (реформа предусматривает постепенный перевод плательщиков налога на предпринимательскую деятельность на уплату НДС и отмену налога на предпринимательскую деятельность).

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае налог на предпринимательскую деятельность.

Налог на предпринимательскую деятельность в КНР является налогом с оборота и взимается с доходов от реализации работ и услуг, передачи нематериальных активов и недвижимого имущества. В отличие от НДС сумма входного налога на предпринимательскую деятельность не подлежит предъявлению к вычету (с некоторыми исключениями). В соответствии с реформой косвенного налогообложения в КНР планируется постепенно отказаться от данного налога и перевести его плательщиков на НДС.

Временное положение «О налоге на предпринимательскую деятельность» действует в КНР с 1 января 1994 г. (в последней редакции от 05.11.2008 – с 1 января 2009 г.). Данный документ содержит основные положения, которые детализируются в других административных правовых актах (Подробные правила применения Временного положения «О налоге на предпринимательскую деятельность) и ведомственных правовых актах (принимаемых Главным государственным налоговым управлением самостоятельно или совместно с Министерством финансов КНР).

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае потребительский налог.

Потребительский налог является налогом с оборота и аналогичен акцизу в РФ. В соответствии с «Таблицей объектов налогообложения и ставок налога» (в переводе отсутствует) подакцизными товарами (объектами налогообложения потребительским налогом) в КНР являются табачные изделия, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, петарды и фейерверки, нефтепродукты, автопокрышки, транспортные средства (мотоциклы и автомобили), аксессуары для гольфа, наручные часы, яхты, одноразовые палочки для еды и паркетная доска.

Временное положение «О потребительском налоге» действует в КНР с 1 января 1994 г. (в последней редакции от 05.11.2008 – с 1 января 2009 г.). Данный документ содержит основные положения, которые детализируются в других административных правовых актах (Подробные правила применения Временного положения «О потребительском налоге) и ведомственных правовых актах (принимаемых Главным государственным налоговым управлением самостоятельно или совместно с Министерством финансов КНР).

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае ресурсный налог (иногда называемый налогом на использование природных ресурсов).

Ресурсный налог в КНР уплачивается лицами, ведущими добычу в КНР полезных ископаемых: нефть, природный газ, уголь, соль, железная руда, руды цветных металлов, редкоземельные элементы и др. При добыче всех полезных ископаемых (за исключением нефти и природного газа) для расчета налога используется специфическая налоговая ставка.

Временное положение «О ресурсном налоге» действует в КНР с 1 января 1994 г. Данный документ содержит основные положения, которые детализируются в других административных правовых актах (Подробные правила применения Временного положения «О ресурсном налоге) и ведомственных правовых актах (принимаемых Главным государственным налоговым управлением самостоятельно или совместно с Министерством финансов КНР).

С 2010 г. в КНР проводится реформа налогообложения добычи полезных ископаемых, которая предполагает постепенный отказ от применения специфических ставок налога и замену их на адвалорные ставки. С 1 июня 2010 г. применение адвалорных ставок на добычу нефти и газа было введено в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, затем было распространено на остальные западные регионы КНР и с 1 ноября 2011 г. распространено на всю территорию КНР одновременно с отменой отдельного сбора, взимаемого при разработке нефтяных месторождений на континентальном шельфе. В дальнейшем стоит ожидать изменения налоговых ставок для других объектов налогообложения.

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае налог на недвижимость.

Объектом налогообложения налогом на недвижимость являются здания, строения, сооружения, которые 1) расположены в городской местности и 2) используются для ведения предпринимательской деятельности. К городской местности относятся урбанизированные территории городов центрального подчинения, административных центров провинций и автономных районов, городов окружного уровня (города с районным делением, административные центры автономных округов), города уездного уровня (включая поселки городского типа, являющиеся местами размещения органов власти уездного уровня), а также административно созданные поселки (поселки городского типа, являющиеся местами размещения органов власти волостного уровня), промышленные зоны и районы добычи полезных ископаемых. Налог не применяется к объектам недвижимости, которые расположены на территории, отнесенной к сельской местности.

Налогом на недвижимость не облагаются жилые помещения физических лиц, не используемые в предпринимательских целях.

Налогообложение недвижимости в КНР находится в процессе реформирования. С 2009 года налог на недвижимость был распространен на предприятия с иностранным капиталом с отменой ранее действовавшего налога на городскую недвижимость. С 2011 г. в городах Шанхай и Чунцин в экспериментальном порядке налог на недвижимость распространен на часть недвижимости, которая не используется в хозяйственных целях (в Шанхае – вторые квартиры и другие жилые помещения лиц, не имеющих постоянной регистрации в городе; в Чунцине – владения (жилые дома), новые квартиры с относительно высокой стоимостью, а также вторые квартиры лиц, не имеющих постоянной регистрации, работы или собственного бизнеса в городе).

Временное положение «О налоге на недвижимость» действует в КНР с 1 октября 1986 г. Данный документ содержит основные положения, которые детализируются в ведомственных нормативных правовых актах (принимаемых Главным государственным налоговым управлением самостоятельно или совместно с Министерством финансов КНР). В соответствии с данным Положением местные правительства провинциального уровня (народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения) наделены полномочиями по определению конкретного подлежащего применению вычета для расчета налоговой базы, отчетных периодов по налогу и др., поэтому сбор данного налога осуществляется с учетом местных нормативных правовых актов (например, Подробные правила г. Пекин «О применении Временного положения «О налоге на недвижимость», Подробные правила Гуанси-Чжуанского автономного района «О применении налога на недвижимость» и т.п.).

  • Временное положение «О налоге на использование городских земель»

Налог на использование городских земель в КНР уплачивается организациями и физическими лицами, получившими право пользования земельными участками, расположенными в пределах города (включая уездные города), поселка или района добычи полезных ископаемых.

Земля в КНР может находиться только в государственной собственности или собственности сельских коллективов. В пределах городов вся земля находится в собственности государства (статья 47 Закона КНР «О вещных правах»).

Объектом налогообложения налога на использование городских земель являются земельные участки в городах, административно созданных поселках и районах добычи полезных ископаемых. На использование земли в крупных, средних, малых городах и остальных территориях установлены различные предельные ставки налога.

В 2013 г. в нормативно-правовой акт было внесено одно изменение (ст. 7): теперь освобождение от налога на использование городских земель при наличии затруднительной ситуации с уплатой налога находится в компетенции управлений по местным налогам не ниже уездной ступени. Ранее освобождение от налога рассматривалось налоговыми органами провинциальной ступени (управления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения) и утверждалось Главным государственным налоговым управлением КНР. Изменение вступило в силу с 7 декабря 2013 г.

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае налог на прирост стоимости земли (встречаются переводы, где название этого налога переводится как налог на добавленную стоимость земли).

Налог на прирост стоимости земли в КНР подлежит уплате с разницы между доходом, полученным налогоплательщиком от переуступки прав пользования земли, находящейся в собственности государства, и расходами, понесенными налогоплательщиком в связи с получением данных прав и освоением земельного участка.

В КНР земля может находиться только в государственной собственности (в частности, только в государственной собственности может находиться земля в городах) или в коллективной собственности (например, пахотные и другие земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать сельским коллективам). Продажа и аренда земли в соответствии с законодательством КНР запрещена (ст. 80 Общих положений гражданского права КНР).

Для хозяйственного оборота земли в Китае существуют особые вещные права – право хозяйственного подряда на земле (глава 11 Закона КНР «О вещных правах») и право использования земли под строительство (глава 12 Закона КНР «О вещных правах»). Последнее право позволяет участникам хозяйственной деятельности получить на определенный срок (в зависимости от целевого назначения максимальный срок составляет от 40 до 70 лет) земельный участок, находящийся в собственности государства, и использовать его для строительства жилья, коммерческой недвижимости или промышленных предприятий.

В течение срока, на который получено право пользования, допускается переуступка данного права на остаток срока. Как и в РФ, в Китае право собственности на постройки (здания, строения, сооружения) следует за правом пользования землей и, наоборот, – право пользования части земельного участка, использованного для строительства и размещения постоянных принадлежностей недвижимости следует за правом собственности на данные объекты недвижимости (ст. 146,147 Закона КНР «О вещных правах»). Если в результате переуступки права пользования земли и перехода права собственности на постройки лицо получает доход, то полученный доход подлежит обложению налогом на прирост стоимости земли.

Временное положение «О налоге на прирост стоимости земли» действует в КНР с 1 января 1994 г. Данный документ содержит основные положения, которые детализируются в других административных правовых актах (Подробные правила применения Временного положения «О налоге на прирост стоимости земли) и ведомственных правовых актах (принимаемых Главным государственным налоговым управлением самостоятельно или совместно с Министерством финансов КНР).

Следует также заметить, что в 2011 г. в КНР началась реформа налогообложения недвижимости (включение в объекты налогообложения жилой недвижимости физических лиц), в связи с чем высказываются мнения о возможной отмене данного налога при введении единого налога на недвижимость.

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом). Налог на приобретение автотранспорта в КНР уплачивается при покупке новых автомобилей. Ставка налога – 10% от стоимости автомобиля.

В 2009-2010 гг. для поддержки продаж автомобилей ставка налога на приобретение автотранспорта была снижена при покупке автомобилей с объемом двигателя до 1,6 л. (до 5% в 2009 г. и 7,5% – в 2010 г.). В настоящее время данная льгота отменена. Временное положение «О налоге на приобретение автотранспорта» действует в КНР с 1 января 2001 г.

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае гербовый сбор (дословно – гербовый налог).

Гербовый сбор в КНР уплачивается при заключении в письменной форме договоров (договоры купли-продажи, договоры подряда, договоры аренды, договоры страхования имущества, договоры транспортировки, договоры хранения, иные документы, имеющие признаки договора), а также при выдаче или заверении некоторых документов (документы, подтверждающие переход прав на имущество; документы, подтверждающие наличие специального права; бухгалтерские книги). Помимо указанных во Временном положении объектов объектом обложения гербовым сбором является купля-продажа ценных бумаг на фондовом рынке.

Временное положение «О гербовом сборе» действует в КНР с 1 октября 1988 г. Некоторые статьи данного положения детализируются в Подробных правилах применения Временного положения «О гербовом сборе».

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в КНР налог на табачный лист (иногда переводится как – сбор с табачного листа). Данный налог уплачивается организациями и физическими лицами, которые ведут закупки табачного листа первичной переработки (солнечной или огневой сушки) для производства сигар, сигарет и другой табачной продукции.

Ставка налога составляет 20% от стоимости приобретенного табачного листа.

Данный документ является административным правовым актом (нормативный правовой акт, принимаемый высшим исполнительно-распорядительным органом власти в КНР – Государственным советом), устанавливающим в Китае налог на городской ремонт и строительство.

Налог на городской ремонт и строительство в КНР взимается с лиц, являющихся плательщиками косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, налога на предпринимательскую деятельность, потребительского налога). Данный налог является производным («налог на налоги»): налоговой базой по налогу на городской ремонт и строительство является сумма фактически уплаченных налогоплательщиком сумм НДС, налога на предпринимательскую деятельность и потребительского налога.

Ставка налога зависит от места нахождения налогоплательщика.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи