Изменения в косвенном налогообложении с 1 января 2009 г.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Впервые опубликовано 29 декабря 2008 г.; опубликовано с исправлениями и дополнениями в сентябре 2013 г. В настоящее время (март 2015 г.) содержание данной статьи устарело. Для получения актуальной информации о косвенных налогах в КНР Вы можете обратиться с запросом на консультацию.

С 1 января 2009 г. в КНР вступают в силу изменения в трех нормативно-правовых актах: Временном положении «О налоге на добавленную стоимость», Временном положении «О налоге на предпринимательскую деятельность» и Временном положении  «О потребительском налоге». Данная статья представляет собой краткий обзор основных изменениях, принятых в конце 2008 г. и касающихся косвенных налогов в Китае.

Временное положение «О налоге на добавленную стоимость»

Временное положение «О налоге на добавленную стоимость» в Китае вводит налог на добавленную стоимость, определяет его ставки, порядок определения налоговой базы, исчисления суммы налога и уплаты налога. С 1 января 2009 г. порядок исчисления суммы налога к уплате изменится.


Дело в том, что до 2009 г. в КНР допускался вычет входного НДС, возникающего при приобретении сырья и материалов для производства, но не подлежал вычету входной НДС, возникающих в результате приобретения основных средств. Необходимость распространить возможность вычета входного НДС при приобретении основных средств предприятий обсуждалась в Китае уже давно. С июля 2004 г. данная возможность была предоставлена предприятиям в центральных и северо-восточных регионах страны. Наконец, в конце 2008 г. Государственный совет КНР принял проект поправок во Временное положение, по которому вычет входного НДС из суммы приобретаемых основных средств с 1 января 2009 г. распространяется на всю страну.

Вместе с этим во Временное положение внесено изменение, касающееся вычета входного НДС, возникающего при приобретении товаров для самостоятельного использования предприятием. Если данные товары не имеют какого-либо отношения к техническому обновлению предприятия и относятся к сугубо потребительским товарам, предприятие не сможет вычесть входной НДС с суммы приобретения данных товаров.

Еще одно изменение направлено на поддержку малого бизнеса. С 1 января 2009 ставка НДС для малых плательщиков снижена до 3% (ранее она составляла  4% или 6%). Малыми плательщиками НДС в Китае являются физические лица (ведущие деятельность, облагаемую налогом), а также организации, оборот которых не достигает минимального уровня для обычного плательщика НДС. В отличие от обычных плательщиков НДС, имеющих право на вычет входного НДС, малые плательщики уплачивают налог с оборота без права вычета входной суммы налога.

Кроме того, с 1 января 2009 г. увеличен сроки сдачи отчетности по НДС. По новым правилам налогоплательщики, обязанные подавать отчетность ежемесячно или ежеквартально, обязаны отчитаться перед налоговым органом в течение 15 дней следующего месяца (ранее – 7 дней).

Подробные правила применения Временного положения «О налоге на добавленную стоимость»

Подробные правила применения Временного положения «О налоге на добавленную стоимость» уточняют и дополняют положения Временного положения. С 1 января 2009 г. в данный нормативно-правовой акт внесены изменения, в соответствии с которыми понижается минимальный оборот для обычных плательщиков НДС.

С 1 января 2009 г. минимальный годовой оборот для обычных плательщиков НДС составляет 500 000 юаней жэньминьби для производственных предприятий и 800 000 юаней жэньминьби – для торговых и остальных предприятий. По ранее действовавшим правилам производственные предприятия (включая предприятия, которые одновременно занимаются производственной и торговой деятельностью) для получения статуса обычного плательщика НДС должны были иметь годовой оборот не менее 1 000 000 юаней жэньминьби, а остальные предприятия – не менее 1 800 000 юаней жэньминьби.

Временное положение «О налоге на предпринимательскую деятельность» 

Временное положение «О налоге на предпринимательскую деятельность» в КНР вводит налог на предпринимательскую деятельность (налог с оборота) с организаций и физических лиц, занимающихся выполнением работ (кроме ремонта и переработки) и оказанием услуг. Данный налог составляет 3-5% с оборота (для предприятий в индустрии развлечений 5-20%).

С 1 января 2009 г. изменяются сроки подачи деклараций по налогу на предпринимательскую деятельность: они увеличиваются до 15 дней для налогоплательщиков, обязанных отчитываться перед налоговыми органами ежемесячно или ежеквартально.

Кроме того, отменен вычет из налоговой базы процентов по ранее привлеченным займам для налогоплательщиков, выдающих займы из ранее привлеченных средств. С 1 января 2009 г. данные налогоплательщики будут уплачивать налог на предпринимательскую деятельность со всей суммы процентов, полученных от выданного займа. Ранее они могли вычесть из этой суммы проценты, которые необходимо уплатить по ранее привлеченным займам.

Временное положение «О потребительском налоге»

Временное положение «О потребительском налоге» в КНР вводит потребительский налог, уплачиваемый при реализации ряда потребительских товаров (табачной продукции, алкоголя, нефтепродуктов, автомобилей, наручных часов и др.). С 1 января 2009 г. в Китае будут повышены ставки потребительского налога в связи с отказом от ряда дорожных сборов и планов по введению топливного налога.

В конце 2008 г. Государственный совет КНР выпустил Уведомление «О реформировании цен на нефтепродукты и налогообложения» (№ 37-2008), которое предусматривало ряд мер по реформированию рынка нефтепродуктов в КНР, в частности, приведение цены на нефть в КНР в соответствие с мировыми ценами на нефть, постепенное сближение внутренних цен на нефтепродукты с мировыми ценами, а также изменение системы налогообложения нефтепродуктов. Среди налоговых мер можно выделить:

  • Отказ от введения топливного налога. Правительство отказалось от введения отдельного топливного налога, посчитав, что оптимальным вариантом будет распространение на нефтепродукты действующего потребительского налога.
  • Отмена шести дорожных сборов. Прекращено взимание ранее применявшихся сборов: сбора на содержание автодорог, сбора на содержание аэропортов, сбора на регулирование автотранспортных перевозок, дополнительного сбора на пассажирские автотранспортные перевозки, сбора на регулирование водных перевозок, дополнительного сбора на пассажирские водные перевозки.
  • Повышение потребительского налога на нефтепродукты. Ставки потребительского налога были увеличены до уровня, используемого в настоящее время. Ранее ставка потребительского налога составляла от 0,1 юаня за литр для дизельного и авиационного топлива и мазута до 0,28 юаня за литр для этилированного бензина.

С 1 января 2009 г. ставка потребительского налога на этилированный бензин повышена до 1 юаня за литр, неэтилированный бензин – 1,4 юаня за литр, дизельное топливо – 0,8 юаня за литр.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи