В Китае появятся уполномоченные сборщики налогов

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

С 1 июля 2013 г. вступает в силу Объявление Главного государственного налогового управления КНР № 24-2013, позволяющее налоговым органам на местах в целях снижения расходов на налоговое администрирование передавать полномочия по сбору налогов отдельным организациям и физическим лицам.

Как сказано в документе, передача полномочий по сбору налогов организациям и физическим лицам осуществляется в целях улучшения налогового администрирования в отдаленных и малонаселенных районах страны. Передача полномочий будет осуществляться на основе добровольности, упрощения сборы налогов, усиления налогового контроля, передачи полномочий по сбору налогов строго в соответствии с законодательством.

Налоговые органы не вправе наделять полномочиями по сбору налогов других лиц, если законодательством уже установлен порядок удержания (сбора) и перечисления налогов в определенных случаях. Например, налоговые органы не смогут передать какой-либо организации или физическому лицу вправо сбора НДФЛ с заработной платы работников, потому что обязанность по удержанию и перечислению этого налога в соответствии с Законом КНР «О налоге на доходы физических лиц» возложена на работодателя.

Требования к сборщикам налогов

Сборщик налогов обязан осуществлять сбор налогов и выполнять обязанности, предусмотренные заключенным с налоговым органом соглашением.

Налоговый орган может наделить полномочиями по сбору и перечислению налогов лицо, которое находится в следующих отношениях с налогоплательщиком:

  • отношения руководства и подчинения;
  • деловые взаимоотношения;
  • территориальная близость;
  • другие связи и взаимоотношения, которые способствуют осуществлению налогового контроля и удобны для уплаты налогов налогоплательщиком.

Сборщик налогов, являющийся организацией (административным или хозяйственным учреждением, предприятием, другой организацией), должен иметь постоянное место ведения деятельности, полноценную систему внутреннего контроля и управления финансами, иметь в штате сотрудников, обладающих знаниями в сфере налогового законодательства и способность выполнять обязанности по сбору налогов, а также соответствовать другим требованиям налогового органа.

Сотрудники, занимающиеся сбором налогов, должны иметь гражданство КНР, быть законопослушными (не иметь судимости за преступления или наказаний за существенные административные правонарушения), обладать полной дееспособностью, а также знаниями и навыками работы, требуемыми для осуществления сбора налогов, и отвечать другим требованиям налогового органа.

Наделение полномочиями будет осуществляться налоговыми органами не ниже уездного уровня (уезд, городской район, автономный уезд, аймак). Организации и физические лица, наделенные полномочиями по сбору налогов, не вправе передавать эти полномочия другим лицам.

Соглашение между налоговым органом и сборщиком налогов

Налоговый орган и сборщик налогов обязаны заключить соглашение о предоставлении полномочий на сбор налогов, содержащее:

  • данные налогового органа и сборщика налогов (наименование, контактный телефон; для физического лица – имя и фамилия, номер удостоверения личности, место регистрации и фактического проживания; для организации – имя и фамилия законного представителя, номер его удостоверения личности и адрес);
  • пределы и сроки полномочий;
  • виды, основания для взимания и ставки налогов и сборов;
  • сроки отчетности и перечисления налоговых поступлений;
  • права, обязанности и ответственность налогового органа и сборщика налогов;
  • размеры вознаграждения сборщика налогов;
  • ответственность за нарушение договора;
  • другие положения.

После заключения соглашения налоговый орган обязан выдать сборщику налогов свидетельство, а также проинформировать налогоплательщиков о факте выдачи свидетельства и содержании заключенного со сборщиком налогов соглашения (в части, касающейся данных о сторонах соглашения, пределах и срока полномочий сборщика, видов, оснований для взимания и ставок налогов и сборов) посредством радио, телевидения, газет и других периодических изданий, интернета или в местах относительно массового скопления населения, с которого сборщик уполномочен взимать налоги.

Срок полномочий сборщика налогов не может превышать 3 лет. При необходимости продления полномочий со сборщиком налогов заключается новое соглашение.

Прекращение соглашения

Налоговый орган вправе досрочно прекратить соглашение со сборщиком налогов в случае:

  • существенного изменения положений налогового законодательства;
  • ликвидации налогового органа;
  • реорганизации (слияния, разделения), банкротства, ликвидации или возникновения обстоятельств непреодолимой силы в отношении сборщика налогов;
  • умышленного невыполнения обязанностей, представления подложных сведений, серьезного нарушения налогового законодательства или положений соглашения сборщиком налогов;
  • при возникновении других обстоятельств, в которых налоговый орган считает необходимым прекратить соглашение.

В течение 5 рабочих дней со дня прекращения соглашения сборщик налогов обязан произвести все расчеты по перечислению налоговых поступлений и возвратить предоставленные налоговым органом бланки отчетности и подтверждений уплаты налогов, а налоговый орган – изъять свидетельство и произвести расчеты по комиссионным, выплачиваемым сборщику налогов.

Кроме того, налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней со дня прекращения соглашения объявить о прекращении полномочий сборщика налогов посредством радио, телевидения, газет и других периодических изданий, интернета или в местах относительно массового скопления населения, с которого сборщик был уполномочен взимать налоги.

Юридическая ответственность

В случае оспаривания налогоплательщиком действий сборщика налогов, совершенных в пределах предоставленных ему полномочий, разрешение спора осуществляется налоговым органом. Налоговый орган несет юридическую ответственность перед налогоплательщиками за действия сборщика налогов, совершенных в пределах представленных ему полномочий (с правом регресса на сборщика налогов).

Если сборщик налогов несет ответственность за неполную уплату налогов или неуплату налогов налогоплательщиком, налоговый орган вправе взыскать сумму неуплаченных или недоплаченных налогов с налогоплательщика, а также взыскать со сборщика налогов пени в размере 0,05% от суммы недоплаты за каждый день просрочки. Пени со сборщика налогов не взыскиваются, в случае если неуплата налогов произошла по причине отказа налогоплательщика, о котором сборщик налогов сообщил налоговому органу в течение 24 часов с момента отказа налогоплательщика от уплаты налогов.

Если сборщик налогов в нарушение правил взимает с налогоплательщиков больше, чем установлено налоговым законодательством, ответственность перед налогоплательщиками возлагается на налоговый орган, который издает предписание сборщику налогов о возврате излишне собранных сумм и компенсирует ущерб, причиненный налогоплательщикам (с правом регресса на сборщика налогов).

Оспаривание действий сборщика налогов осуществляется в порядке административного обжалования решений налоговых органов.

Объявление № 24-2013 вступает в силу с 1 июля 2013 г.

SBF Group создана профессиональными юристами, специализирующимися на оказании услуг российским предпринимателям в Азии. Мы предоставляем широкий спектр юридических услуг в Китае: регистрация юридических лиц и представительств, проверка китайских контрагентов, налоговое консультирование, защита прав интеллектуальной собственности, разработка договоров, юридические исследования, юридический перевод.

По вопросам, связанным с налоговым консультированием по законодательству КНР, Вы можете связаться с нами по электронной почте china_tax@sbf-group.com. По всем остальным вопросам Вы можете связаться с нами по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора