Это ссылка.

Новости законодательства КНР: декабрь 2013

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

28 декабря 2013 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял проект внесения изменений в семь законов: Закон КНР «Об охране морской окружающей среды», Закон КНР «О контроле над медикаментами», Закон КНР «Об измерениях», Закон КНР «О рыболовстве», Закон КНР «О таможне», Закон КНР «О табачной монополии» и Закон КНР «О компаниях». Изменения, внесенные в Закон КНР «О компаниях», вступят в силу с 1 марта 2013 г.; изменения, внесенные в остальные законы, вступили в силу со дня опубликования.

Закон КНР «Об охране морской окружающей среды»

Закон КНР «Об охране морской окружающей среды» регулирует охрану окружающей среды морской территории (внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и другой морской территории, находящейся под юрисдикцией КНР). Закон распространяется на все организации и физические лица, осуществляющие судоходство, разведку и добычу полезных ископаемых, ведущие производственную, туристскую и научно-исследовательскую деятельность на морской территории, находящейся под юрисдикцией КНР.

В Закон КНР «Об охране морской окружающей среды» внесено два изменения. Во-первых, упрощен порядок утверждения экологической документации при строительстве объектов на морской территории (ст. 43). В соответствии с законом организации, занимающиеся строительством объектов на морской территории, на этапе технико-экономического обоснования проекта обязаны провести научную проверку экологического воздействия и составить отчет об экологическом воздействии проекта.

По ранее действовавшим правилам отчет подлежал предварительной проверке в местном отделении Государственного морского управления КНР (подчинено Министерству земельных и природных ресурсов КНР), после чего – проверке в местном управлении по охране окружающей среды. По новым правилам отчет об экологическом воздействии будет проверяться и утверждаться только в местных управлениях по охране окружающей среды. Предварительная проверка и получение рекомендации от местного отделения Государственного морского управления КНР больше не требуется.

Вместе с тем, при рассмотрении отчета об экологическом воздействии управление по охране окружающей среды обязано запросить мнение местного отделения Государственного морского управления, а также местных отделений Государственного управления по морским делам (подчинено Министерству транспорта КНР), компетентного органа по управлению в сфере рыболовства и компетентных органов Народно-освободительной армии Китая. То есть, контроль со стороны Государственного морского управления над строительством объектов на морской территории не исчезает.

Во-вторых, разрешительный порядок утверждения планов аварийной ликвидации разливов нефти при разведке и добыче нефти на морской территории заменяется регистрацией планов в уведомительном порядке (ст. 54). Ранее планы аварийной ликвидации разливов нефти подлежали проверке и утверждению в Государственном морском управлении КНР. Теперь данные планы направляются в местное отделение Государственного морского управления КНР для регистрации в уведомительном порядке.

Закон КНР «О контроле над медикаментами»

Закон КНР «О контроле над медикаментами» принят в целях контроля за оборотом медикаментов (включая средства традиционной китайской медицины), обеспечения качества медикаментов, обеспечения безопасности здоровья граждан. Данный закон должен соблюдаться при производстве и реализации медикаментов на территории КНР.

В закон внесено одно изменение, касающееся порядка передачи в подряд производства медикаментов организациями, имеющими лицензию на изготовление медикаментов (ст. 13). Ранее разрешение на передачу производства медикаментов в подряд могло быть получено в компетентном ведомстве Государственного совета КНР, осуществляющем контроль над производством и оборотом медикаментов (с 2013 г. – Главное государственное управление по контролю качества продуктов питания и медикаментов КНР) или уполномоченном данным ведомством территориальном управлении по контролю над медикаментами провинциальной ступени (т.е. – управлении провинции, автономного района, города центрального подчинения).

По новым правилам разрешение выдается территориальными управлениями по контролю в сфере медикаментов. То есть, Главное государственное управление по контролю качества продуктов питания и медикаментов КНР передает полномочия по выдаче разрешений на передачу производства медикаментов в подряд на нижестоящий уровень.

Закон КНР «Об измерениях»

Закон КНР «Об измерениях» 1985 г. (с изменениями 2009 и 2012 гг.) принят в целях государственного контроля за единством измерений. Закон применяется при изготовлении, ремонте, реализации и использовании различного рода измерительных приборов на территории КНР.

В закон внесены два изменения. Во-первых, правила проведения метрологической проверки оборудования, разрабатываемые территориальными органами в сфере метрологии провинциальной ступени (управления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения), больше не направляются для регистрации в уведомительном порядке в компетентное ведомство Государственного совета КНР в сфере метрологии (ст. 10).

Во-вторых, разрешение на производство, реализацию или импорт измерительных приборов, в которых не используется стандартная система измерений, может быть получено в территориальном органе в сфере метрологии провинциальной ступени (управления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения) (ст. 14). Ранее такое разрешено могло быть получено только в компетентном ведомстве Госсовета (Главном государственном управлении по контролю качества, инспекции и карантину КНР).

Закон КНР «О рыболовстве»

Закон КНР «О рыболовстве» принят в целях охраны, освоения и рационального использования рыбных ресурсов, развития разведения рыбы, защиты прав и законных интересов предприятий в сфере добычи рыбы и развития рыболовства. Закон применяется при разведении и вылове рыбы во внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и другой морской территории, находящейся под юрисдикцией КНР.

Стоит отметить, что в конце ноября 2013 г. вступили в силу изменения к «Правилам применения Закона КНР о рыболовстве провинции Хайнань», по которым КНР планирует осуществлять контроль за рыболовством на территории Южно-Китайского моря, которую Китай считает своей исключительной экономической зоной.

В закон внесено изменение, касающееся выдачи лицензий на вылов рыбы (ст. 23). Выдача лицензий на вылов рыбы в рыбопромысловых районах, находящихся в совместном управлении КНР и другого государства в соответствии с заключенным соглашением, или в открытом море осуществляется компетентным ведомством Государственного совета КНР в сфере рыболовства (Управление рыболовства Министерства сельского хозяйства КНР). Выдача разрешений на вылов рыбы с использованием крупных морских траловых и кошельковых сетей осуществляется управлениями по рыболовству провинциальной ступени (управления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения). Разрешения на вылов рыбы в остальных случаях выдаются управлениями по рыболовству не ниже уездной ступени при условии соблюдения установленных государством контрольных показателей в отношении рыболовных судов и сетей. Подробные правила выдачи разрешений на вылов рыбы должны устанавливаться народными правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.

Закон КНР «О таможне»

Закон КНР «О таможне» 1987 г. (с изменениями 2000 и 2013 гг.) устанавливает основы таможенного контроля за перемещением товаров через таможенную границу КНР, правила таможенного декларирования, уплаты таможенных платежей и предусматривает юридическую ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела.

В июне 2013 г. в Закон КНР «О таможне» было внесено одно изменение, касающееся освобождения грузов от таможенной проверки. В этот раз в закон внесено сразу несколько изменений.

Во-первых, из ст. 10 удалено требование о необходимости подтверждения квалификации таможенными декларантами и, соответственно, о запрете на ведение деятельности сотрудниками, не имеющими данного подтверждения.

Во-вторых, из ст. 20 удалено требование о необходимости получить согласие таможенного органа при осуществлении грузовых и/или пассажирских перевозок на водном или воздушном судне, которое используется для международных перевозок. При этом осуществление внутренних перевозок должно отвечать требованиям, предъявляемым таможней. Соответствующее изменение внесено в ст. 86 об ответственности за нарушение правил.

В-третьих, изменены правила, при которых в таможенную декларацию можно внести изменения или ее можно отозвать после подачи (ст. 26): по общему правилу после подачи в таможенную декларацию нельзя внести изменения и ее нельзя отозвать, но за исключением обстоятельств, предусмотренных таможенными правилами (ранее – при наличии обоснованной причины и согласия таможенного органа).

Кроме того, внесен ряд изменений в нормы о юридической ответственности за правонарушения.

Закон КНР «О табачной монополии»

Закон КНР «О табачной монополии» 1991 г. введен в целях государственного контроля за производством и реализацией табачных изделий, повышения качества табачной продукции, защиты законных интересов потребителей и повышения государственных доходов. В соответствии с данным законом выращивание и сбор табачного листа, производство, перевозка, экспорт и импорт табачных изделий в КНР осуществляется под строгим контролем со стороны государства. Реализация табачных изделий конечным потребителям может осуществляться только предпринимателями, получившими лицензию на розничную продажу табачных изделий.

Из закона удалено требование об обязательной проверке отборных сортов табачного листа специальной комиссией в сфере селекции общегосударственного или провинциального уровня (ст. 8).

Закон КНР «О компаниях»

Закон КНР «О компаниях» 1993 г. (с изменениями 2005 г.) в КНР определяет порядок создания компаний с ограниченной ответственностью (аналогом компании с ограниченной ответственностью в России является общество с ограниченной ответственностью) и акционерных компаний с ограниченной ответственностью (аналог в России – акционерное общество).

Изменения, внесенные в Закон КНР «О компаниях», в основном затрагивают оплату уставного капитала компаний. Эти изменения подробно рассмотрены в отдельной статье.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора