Новые законы, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Впервые опубликовано 28 декабря 2007 г.; опубликовано с исправлениями и дополнениями в сентябре 2013 г. К 2017 г. во все три закона были внесены изменения.

С 1 января 2008 г. в КНР вступают в силу Закон КНР «О налоге на доходы предприятий», Закон КНР «О трудовом договоре» и Закон КНР «О городском и сельском планировании»

Закон КНР «О налоге на доходы предприятий»

Закон КНР «О налоге на доходы предприятий» принят 16 марта 2007 г. и вступает в силу с 1 января 2008 г. Данный закон вводит единую ставку налога на доходы предприятий для предприятий иностранного и китайского капитала и отменяет ранее действовавшие Закон КНР «О налоге на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий» (принятый 9 апреля 1991 г.) и Временное положение «О налоге на доходы предприятий» (принятое 13 декабря 1993 г.).

С вступлением в силу нового закона ставка налога на доходы предприятий будет составлять 25%. Ранее ставка корпоративного подоходного налога в КНР составляла 33%. При этом доходы предприятий с иностранным капиталом, созданных в специальных экономических зонах (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь) и открытых портах, облагались налогом по сниженным ставкам (15% или 24%).

Ставка налога на пассивные доходы иностранных предприятий составляет 20% (в дальнейшем Положением «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» данная ставка будет снижена до 10%). Данная ставка применяется в отношении доходов, полученных от источников на территории КНР иностранными предприятиями, не имеющими постоянного представительства КНР.

Закон предусматривает сниженную ставку налога для поддерживаемых государством отраслей и проектов. Сниженная ставка налога на доходы предприятий для малых малорентабельных предприятий, отвечающих определенным требованиям (ежегодная сумма налогооблагаемого дохода не более 300 000 юаней жэньминьби, численность сотрудников не более 80-100 человек в зависимости от направления деятельности, общая стоимость активов не более 100-300 млн. юаней жэньминьби в зависимости от направления деятельности; предприятие не занимается запрещенной или ограничиваемой государством деятельностью), составит 20%. Ставка налога на доходы предприятий для предприятий новых и высоких технологий составит 15%.

Кроме того, законом предусмотрено увеличение допустимого вычета расходов на благотворительность (с 3% до 12% налогооблагаемых доходов) и ряд льгот для энергосберегающих производств, предприятий сельского хозяйства, проектов по развитию инфраструктуры, предприятий по переработке отходов и др.

Вместе с законом с 1 января 2008 г. вступает в силу Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы предприятий» (Постановление Государственного совета КНР № 512), которое уточняет и разъясняет некоторые положения закона.

Закон КНР «О трудовом договоре»

Закон КНР «О трудовом договоре», принятый 29 июня 2007 г., регулирует заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров между работодателями и работниками, исполнение трудовых договоров, устанавливает основания для расторжения и прекращения трудовых договоров, юридическую ответственность работодателя и работника, а также устанавливает правила привлечения заемных работников через аутстаффинговые агентства и правила приема работников на условиях неполного рабочего дня.

В соответствии с законом трудовые отношения между работодателем и работником возникают со дня, в который работник фактически приступил к выполнению работы. Если на момент допуска работника к рабочему месту трудовой договор не был заключен, по новым правилам работодатель обязан заключить с работником трудовой договор в течение 1 месяца со дня начала работы. Если трудовой договор не был заключен в течение 1 года с начала работы, у работодателя возникает обязанность заключить с работником бессрочный трудовой договор.

Работодатель при найме работников обязана раскрывать достаточную информацию о должностных обязанностях работника, условиях труда, месте нахождения рабочего места, безопасности производства, вознаграждении за труд, а также предоставлять другую информацию по требованию кандидата. В свою очередь, кандидат на должность обязан предоставить организации достоверную информацию о себе (в пределах, имеющих отношение к приему на работу).

Работодатели не вправе удерживать удостоверения личности или другие документы работников, требовать от работников предоставления залога или другого обеспечения или требовать от работников имущества под какими-либо предлогами.

Вознаграждение за труд (заработная плата) работника должно быть установлено индивидуальным трудовым договором. Если размер вознаграждения за труд в трудовом договоре не указан, размер вознаграждения за труд определяется в соответствии с коллективным трудовым договором. При отсутствии коллективного договора размер вознаграждения за труд определяется в соответствии с принципом равной оплаты за равноценный труд.

Трудовой договор может быть заключен на определенный срок (срочный трудовой договор), без определенного срока (бессрочный трудовой договор) или на срок, необходимый для выполнения определенного объема работ (трудовой договор на срок выполнения определенного объема работ). Если стаж работника составляет 10 лет и более или работник и работодатель уже дважды заключали срочный трудовой договор, работодатель обязан заключить с работником бессрочный трудовой договор.

Трудовой договор должен содержать: наименование, место нахождения работодателя, имя и фамилию законного представителя (основного ответственного лица) работодателя; имя и фамилию, место жительства и номер удостоверения личности (паспорта или другого документа) работника; срок действия трудового договора, описание должностных обязанностей работника, место нахождения рабочего места, рабочее время и время отдыха, размер вознаграждения за труд, сведения о социальном страховании работника, условиях и охране труда.

Закон допускается установление испытательного срока при приеме на работу, но при этом ограничивает его длительность. Если срок трудового договора составляет от 3 месяцев до 1 года, испытательный срок не может превышать один месяц. Если трудовой договор заключается на срок от 1 года до 3 лет, испытательный срок при приеме на работу не может превышать двух месяцев. В случае заключения договора на срок от 3 лет или бессрочного трудового договора испытательный срок не может превышать шести месяцев. При заключении срочных трудовых договор на срок до 3 месяцев и трудовых договор на срок выполнения определенного объема работ испытательный срок не устанавливается.

Во время испытательного срока размер вознаграждения за труд работника не может ниже минимальной ставки работников на аналогичных должностях, 80% вознаграждения за труд, предусмотренного трудовым договором, или минимального размера оплаты труда.

Закон КНР «О городском и сельском планировании»

Закон КНР «О городском и сельском планировании», принятый 28 октября 2007 г., устанавливает единые правила контроля за использованием земельных ресурсов в городских и сельских районах страны и усиливает государственный контроль в сфере строительства, планирования территорий и отвода земли под строительство.

В соответствии с законом планирование строительства в городской и сельской местности осуществляется при соблюдении принципов рационального использования и экономии земельных ресурсов, комплексного использования энергетических и природных ресурсов (т.е. с использованием энергосберегающих технологий и комплексного использования материалов), улучшения экологии, сохранения пахотных земель и памятников культуры, сохранения местной самобытности и районов проживания национальных меньшинств. Градостроительные планы и планы использования земель в сельской местности должны разрабатываться с учетом государственного плана социально-экономического развития и уровня социально-экономического развития региона.

Градостроительные планы и планы использования земель в сельской местности, утвержденные государством, подлежат обязательному раскрытию. Исключением является информация, которая не подлежит разглашению в соответствии с положениями других законов и подзаконных актов. Кроме того, перед подачей плана на утверждение должны быть проведены общественные консультации для сбора мнений граждан и специалистов путем проведения дебатов, слушаний и другими способами.

Градостроительные планы разрабатываются народными правительствами городов. В соответствии с законом градостроительные планы городов центрального подчинения (гг. Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин) утверждаются Государственным советом КНР. Градостроительные планы административных центров провинций и автономных районов, а также других городов, определенных Государственным советом КНР, должны быть рассмотрены и одобрены народными правительствами провинций или автономных районы и направлены на утверждение Государственным советом КНР. Градостроительные планы остальных городов утверждаются народными правительствами провинций и автономных районов.

Градостроительный план должен включать: план развития города, схемы территориального зонирования, информацию о транспортной системе территории, границы пригодных для строительства территорий, а также территорий, на которых строительство должно быть запрещено или ограничено. Важной составляющей частью документов должны быть сведения о назначении земли под строительство, использовании земли под создание инфраструктуры и объектов коммунального обслуживания, использовании земли под озеленение, сельскохозяйственных (пахотных) землях, источниках воды, охране окружающей среды, охране природных объектов и памятников культуры, защите от стихийных бедствий и др. Срок градостроительного плана по общему правилу должен составлять 20 лет.

Планы использования земель в сельской местности должны включать план зонирования территории на территории для сельскохозяйственного производства, жилой застройки, дорог, водоснабжения и канализации, электросетей, утилизации мусора, объектов коммунального обслуживания и общественных заведений, а также меры по защите пахотных земель и других природных ресурсов, культурных памятников и борьбе со стихийными бедствиями.

И, наконец, закон повышает юридическую ответственность за правонарушения, допущенные при ведении строительства. В случае ведения строительства без необходимого разрешения (возведения незаконной постройки), компетентный орган в сфере градостроения народного правительства обязан издать предписание о прекращении строительства. Если негативное влияние незаконного строительства на реализацию градостроительного плана можно изменить путем устранения нарушений, государственный орган обязан издать предписание об устранении нарушений и наложить штраф в размере от 5% до 10% от стоимости возведения незаконной постройки. В случае невозможности устранить нарушения выносится предписание о принудительном сносе незаконно возведенной постройки.

Если принудительный снос незаконно возведенного строения невозможен, данное строение и незаконно полученный доход, полученный в связи с ее строительством, подлежит конфискации; кроме того, на застройщика может быть наложен штраф в размере до 10% от стоимости возведения незаконной постройки.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи