Новости законодательства КНР: осень 2015

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Краткий обзор основных изменений, произошедших в законодательстве КНР с сентября по ноябрь 2015 г.: изменения в Законе КНР «О рекламе», изменения в Законе КНР «О безопасности продуктов питания», изменения в Законе КНР «О коммерческих банках», изменения в правилах регистрации компаний, изменения в Уголовном кодексе КНР, новый перечень запрещенных и ограничиваемых для толлинга товаров.

Изменения в Законе КНР «О рекламе»

С 1 сентября 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон КНР «О рекламе» в конце апреля. Закон вводит понятие лица рекламы, специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг (медицинских услуг, медикаментов, медицинского оборудования, алкогольных напитков, финансовых услуг, образовательных услуг, недвижимости), ограничивает рекламу табачных изделий, вводит определение ложной рекламы, определяет правила распространения интернет-рекламы, а также усиливает юридическую ответственность за правонарушения в сфере рекламы.

Закон КНР «О рекламе» является основным законом, регулирующим рекламную деятельность: закон определяет требования к содержанию рекламы, правила оказания услуг рекламы, порядок государственного контроля за деятельностью в сфере рекламы и юридическую ответственность за правонарушения. Данный закон был принят в 1994 г. и не претерпел никаких изменений за 20 лет.

В новой редакции закона, вступившей в силу с 1 сентября, из прежнего текста без изменений остались только восемь статей. Кроме того, в текст закона были добавлены еще 33 статьи, что увеличило его объем почти в два раза.

Во-первых, закон вводит понятие «лица рекламы», которым следует считать физическое лицо, юридическое лицо или другую организацию, наименование или образ которых используется в рекламе для продвижения товаров или услуг. В качестве лица рекламы не могут использоваться дети, не достигшие 10-летнего возраста, а также физические лица и организации после применения к ним административного наказания за ложную рекламу (в течение 3 лет).

Во-вторых, закон детальнее регулирует требования к содержанию рекламы и устанавливает особые требования к рекламе медикаментов, медицинского оборудования, медицинских услуг, ветеринарных препаратов, кормов и добавок, алкогольных напитков, образовательных услуг, финансовых услуг, недвижимости, а также ограничивает рекламу табачных изделий.

В-третьих, закон вводит определение ложной рекламы, к которой относится: 1) реклама несуществующих товаров и услуг; 2) несоответствие рекламы фактическим характеристикам товаров и услуг, имеющее существенное влияние на принятие решения покупателем; 3) использование в рекламе неподтвержденных или заведомо ложных результатов научных исследований, статистических данных, результатов опросов, извлечений из текстов и цитат; 4) использование в рекламе ложных результатов использования товаров или получения услуг. Ответственность за ложную рекламу возлагается на рекламодателей и распространителей рекламы, а также на лицо рекламы, если ему было известно или должно быть известно о ложности рекламы.

Кроме того, Закон КНР «О рекламе» в новой редакции предусматривает более строгие меры в отношении правонарушителей. Например, при распространении ложной рекламы сумма штрафа с рекламодателя по новым правилам составляет от 300% до 500% от расходов на рекламу; в случае невозможности определить сумму расходов или незначительности расходов сумма штрафа должна составлять от 200 000 до 1 000 000 юаней жэньминьби (приблизительно от 31 тыс. до 156 тыс. долларов США). Если нарушение совершается третий раз в течение двулетнего периода, сумма штрафа на третий раз должна составлять от 500% до 1000% от расходов на рекламу; в случае невозможности определить сумму расходов или незначительности расходов – сумма штрафа должна составлять от 1 000 000 до 2 000 000 юаней жэньминьби (от 156 тыс. до 312 тыс. долларов США).

Закон КНР «О рекламе» в новой редакции существенно меняет правила производства и распространения рекламы, поэтому требует детально изучения всеми компаниями в сфере рекламы. Для создания рекламного агентства или подробной консультации по правовому регулированию рынка рекламы в КНР Вы можете обратиться в нашу компанию.

Изменения в Законе КНР «О коммерческих банках»

С 1 октября 2015 г. вступило в силу изменение, внесенное в конце августа в Закон КНР «О коммерческих банках». Изменение только одно: для коммерческих банков отменено строгое требование о соотношении кредитов и депозитов, существовавшее с 1995 г.

Ранее китайские коммерческие банки были обязаны поддерживать отношение кредитов к депозитам на уровне 75%. Если соотношение превышало установленное законом, Комиссия по регулированию банковской деятельности направляла банку предписание об устранении нарушений и могла штрафовать банк на сумму от 100 000 до 500 000 юаней жэньминьби (от 15,6 тыс. до 78 тыс. долларов США). В случае неисполнения предписания или при наличии отягчающих обстоятельств у банка могла быть отозвана лицензия. Подробная статья об отмене соотношения кредитов и депозитов для китайских коммерческих банков.

Изменения в Законе КНР «О безопасности продуктов питания»

С 1 октября вступили в силу изменения, внесенные в Закон КНР «О безопасности продуктов питания» в апреле этого года. Изменения затрагивают все главы закона, в том числе – реализацию продуктов питания, государственный контроль за безопасностью продуктов питания и юридическую ответственность за правонарушения.

Закон КНР «О безопасности продуктов питания» принят в 2009 г. Данный закон регулирует производство и реализацию продуктов питания, оказание услуг общественного питания, производство и реализацию пищевых добавок, производство и реализацию сопутствующих товаров (упаковочных материалов, чистящих средств, дезинфицирующих средств, используемых в производстве, реализации продуктов питания и при оказании услуг общественного питания, а также оборудования, используемого в производстве и реализации продуктов питания), использование пищевых добавок и сопутствующих товаров при производстве и реализации продуктов питания.

Закон определяет правила мониторинга и оценки безопасности пищевых продуктов, правила разработки и принятия стандартов безопасности продуктов питания, основные правила производства и реализации, экспертизы, импорта и экспорта продуктов питания. Кроме того, законом определен порядок проведения разбирательств при массовых отравлениях и других происшествиях, связанных с производством и реализацией некачественных продуктов питания, порядок государственного контроля за безопасностью продуктов питания и установлена юридическая ответственность за правонарушения в сфере безопасности продуктов питания.

В новой редакции закон увеличился с 104 статей до 159 статей, при этом из изначальных статей без существенных изменений осталось около 30. Во-первых, уточнен порядок привлечения к уголовной ответственности за нарушение закона. При выявлении правонарушения органы государственного контроля обязаны предварительно оценить, может ли правонарушитель быть привлечен к уголовной ответственности. Если есть подозрения в наличии состава преступления, дело необходимо передать в органы общественной безопасности (полицию) для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Если полиция сочтет, что состав преступления отсутствует, необходимо передать дело органам государственного контроля для проведения разбирательства по факту административного правонарушения и применения административного наказания.

В КНР существует уголовная ответственность за производство и реализацию некачественных продуктов питания, вредных (токсичных) продуктов питания, а также незаконную предпринимательскую деятельность. Если состав преступления отсутствует, но образуется состав административного правонарушения, предприниматель привлекается к ответственности в соответствии с Законом КНР «О безопасности продуктов питания».

Во-вторых, увеличены максимальные размеры штрафов. В случае реализации продуктов питания и пищевых добавок, производства пищевых добавок без необходимых лицензий сумма штрафа может составлять от 50 000 до 100 000 юаней жэньминьби (от 7,8 тыс. до 15,6 тыс. долларов США), если общая стоимость незаконно произведенных и (или) реализованных товаров не превышает 10 000 юаней жэньминьби; если стоимость товаров превышает данный предел, сумма штрафа рассчитывается в размере от 10-кратной до 20-кратной стоимости товаров.

В случае производства продуктов питания с использованием непищевого сырья, вредных для здоровья веществ, производства некачественных продуктов питания для детей на сумму от 10 000 юаней жэньминьби сумма штрафа рассчитывается в размере от 15-кратной до 30-кратной стоимости товаров. Кроме того, у производителя должна быть отозвана лицензия на производство продуктов питания.

В-третьих, Закон КНР «О безопасности продуктов питания» впервые устанавливает правила реализации продуктов питания через интернет. Торговые площадки для электронной коммерции (интернет-сайты, выступающие в качестве посредников между предпринимателями и потребителями при продаже товаров через интернет) при регистрации предпринимателей, занимающихся продажей продуктов питания, обязаны проверять их реальные данные и наличие лицензии на реализацию продуктов питания. Если выявлено нарушение правил продажи продуктов питания, торговая площадка обязана незамедлительно пресечь правонарушение и проинформировать местное управление по контролю качества продуктов питания и медикаментов.

Торговые площадки для электронной коммерции обязаны предоставлять потребителям наименования, адреса и способы связи с предпринимателями, занимающимися продажей продуктов питания на сайте. Если торговая площадка не может предоставить действительное наименование и способы связи, потребитель вправе предъявить требования о возмещении вреда к торговой площадке.

Кроме того, Закон КНР «О безопасности продуктов питания» в новой редакции устанавливает минимальный размер компенсации потребителю в случае покупки некачественных продуктов питания – 1 000 юаней жэньминьби. Потребитель вправе требовать выплаты данной компенсации от производителя некачественных продуктов или предпринимателя, занимающегося реализацией продуктов (если несоответствие продукта требованиям к качеству очевидно), в дополнение к возмещению убытков от покупки некачественных продуктов питания.

В соответствии с законом потребитель может требовать от производителя или продавца некачественных продуктов питания возмещения убытков и компенсации в размере 10-кратной стоимости продуктов питания или 3-кратной суммы понесенных убытков. Если рассчитанная таким образом компенсация составляет меньше 1 000 юаней жэньминьби, потребителю должна быть выплачена компенсация в размере 1 000 юаней жэньминьби.

Изменения в Законе КНР «О безопасности продуктов питания» (а также в принятых на основании данного закона подзаконных актах) необходимо учитывать при ведении в Китае любой предпринимательской деятельности, имеющей отношение к продуктам питания. Получить подробную консультацию об импорте и реализации в КНР продуктов питания Вы можете в нашей компании.

Изменения в правилах регистрации компаний

С осени 2015 г. новые компании, создаваемые в КНР, освобождены от постановки на учет в налоговых органах и органах контроля качества. Кроме того, для всех компаний в стране введен «единый номер общественной кредитоспособности», который вносится в новое Свидетельство о праве предпринимательской деятельности (основной регистрационный документ компании).

Изменения вступили в силу в разных регионах в разные сроки: в провинции Гуандун – с 1 сентября 2015 г., в Пекине – с 29 сентября 2015 г., в Шанхае и большинстве регионов страны – с 1 октября 2015 г.

Ранее все создаваемые в КНР предприятия после регистрации в органах торгово-промышленной администрации и получения Свидетельства о праве предпринимательской деятельности должны были пройти регистрацию в органах контроля качества и встать на учет в налоговых органах. При регистрации в органах контроля качества предприятию присваивался код организации и выдавалось Свидетельство о присвоении кода организации. При постановке на учет в налоговых органах (налоговой регистрации в управлении по центральным налогам и управлении по местным налогам) предприятию присваивался идентификационный номер налогоплательщика и выдавалось Свидетельство о налоговой регистрации.

Теперь создаваемые в КНР компании освобождены от постановки на учет в налоговых органах и органах контроля качества, а государственные органы не вправе требовать от компаний Свидетельство о присвоении кода организации или Свидетельство о налоговой регистрации. В отдельных регионах страны предприятия освобождены и от постановки на учет в органах статистики, регистрации в качестве страхователей в органах социального страхования и регистрации в таможенных органах.

Кроме того, в целях улучшения обмена информацией между регистрационными органами (органами торгово-промышленной администрации), органами контроля качества и налоговыми органами введен «единый номер общественной кредитоспособности», заменяющий регистрационный номер предприятия (присваивался органами торгово-промышленной администрации при выдаче Свидетельства о праве предпринимательской деятельности), код организации и идентификационный номер налогоплательщика. Единый номер общественной кредитоспособности указывается в Свидетельстве о праве предпринимательской деятельности нового образца и реестре компаний.

Ранее созданные компании обязаны оформить новое Свидетельство о праве предпринимательской деятельности до истечения переходного периода (переходный период в Пекине действует до 31 декабря 2020 г., в провинции Гуандун, Шанхае и большинстве регионов страны – до 31 декабря 2017 г.). Компании могут специально обратиться за перерегистрацией или оформить новые документы при возникновении изменений в регистрационных данных (изменении наименования, размера уставного капитала, замене законного представителя, изменении предмета деятельности и др.).

Ранее выданные документы (старые Свидетельства о праве предпринимательской деятельности, Свидетельства о присвоении кода организации, Свидетельства о налоговой регистрации и другие документы, оформление которых прекращено в результате реформы) сохраняют действительность в течение переходного периода. По истечении переходного периода данные документы автоматически утрачивают силу.

Перерегистрация компаний оформляется регистрационными органами бесплатно. Получить подробную консультацию о перерегистрации предприятий в Вашем регионе Вы можете в нашей компании.

Изменения в Уголовном кодексе КНР

С 1 ноября 2015 г. вступил в силу девятый проект изменений в Уголовном кодексе КНР, принятый Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) 29 августа 2015 г. В соответствии с девятым проектом в УК КНР добавлены 15 новых статей и внесены изменения в 33 статьи.

Уголовный кодекс КНР принят 6 июля 1978 г. В настоящее время УК КНР действует в редакции от 14 марта 1997 г. с изменениями, принятыми 25 декабря 1999 г. (первый проект изменений), 31 августа 2001 г. (второй проект изменений), 29 декабря 2001 г. (третий проект изменений), 28 декабря 2002 г. (четвертый проект изменений), 28 февраля 2005 г. (пятый проект изменений), 29 июня 2006 г. (шестой проект изменений), 28 февраля 2009 г. (седьмой проект изменений), 25 февраля 2011 г. (восьмой проект изменений), а также 29 августа 2015 г. (девятый проект изменений).

Изменения в общей части УК КНР: введение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, уточнение правил освобождения от выплаты уголовного штрафа, введение правил сложения наказаний в виде лишения свободы, краткосрочного ареста и надзора при совокупности преступлений. Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности может наложено на лиц, совершивших преступление с использованием служебного положения или в нарушение определенных обязанностей, соблюдения которых требует нахождение на данной должности. В зависимости от обстоятельств дела народные суды вправе лишить виновного в совершении преступления права занимать определенные должности на срок от 3 лет до 5 лет после отбытия наказания.

УК КНР усиливает ответственность за террористическую деятельность. Во-первых, добавлены имущественные наказания за организацию, руководство и участие в террористических организациях. Организация и руководство террористической организации помимо лишения свободы на срок от 10 лет или бессрочным (пожизненным) лишением свободы теперь наказывается и конфискацией имущества; активное участие в террористической организации – вместе с лишением свободы на срок до 10 лет дополнительно наказывается штрафом. К другим участникам организации (помимо активных) может применяться штраф.

Во-вторых, определена ответственность за финансирование подготовки террористов, организацию работы лагерей подготовки и доставку до места подготовки: как и оказание материальной помощи данные преступления будут наказываться лишением свободы на срок до 5 лет, краткосрочным арестом, надзором или лишением политических прав, а также штрафом; при наличии отягчающих обстоятельств – лишением свободы на срок от 5 лет, а также штрафом или конфискацией имущества.

Кроме того, в УК КНР добавлены статьи об уголовной ответственности за: 1) подготовку орудий, опасных веществ и других средств для совершения террористических актов; 2) организацию подготовки террористов, активное участие в подготовке террористов; 3) налаживание связей с зарубежными террористическими организациями и их представителями для ведения террористической деятельности; 4) планирование и другую подготовку в террористической деятельности; 5) изготовление и распространение террористической и экстремистской литературы, аудио- и видеоматериалов, распространение информации в поддержку терроризма и экстремизма; 6) раздувание экстремизма в целях принуждения населения к массовому нарушению государственных правил заключения брака, осуществления правосудия, образования, общественного порядка; 7) принуждение других лиц к ношению в общественных местах одежды и эмблем, направленных на поддержку терроризма и экстремизма; 8) незаконное владение литературой, аудио- и видеоматериалами, другими материалами террористического и экстремистского характера.

Еще одно существенное изменение – сокращение количества преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь. В соответствии с девятым проектом смертная казнь не будет применяться за контрабанду оружия, боеприпасов, ядерных материалов, фальшивой валюты (ст. 151 УК КНР), фальшивомонетничество (ст. 170 УК КНР), сбор средств с населения мошенническим путем (ст. 192 УК КНР), организацию проституции и принуждение к проституции (ст. 358 УК КНР), препятствование в выполнении военных задач (ст. 426 УК КНР), распространение слухов в военное время (ст. 433 УК КНР).

Кроме того, УК КНР усиливает ответственность за незаконное предоставление персональных данных. Во-первых, расширен круг субъектов, привлекаемых к уголовной ответственности за продажу или предоставление персональных данных граждан: если раньше за данное преступление могли быть привлечены к ответственности только служащие государственных органов и сотрудники финансовых организаций, организаций связи, транспорта, образовательных и медицинских учреждений, то теперь уголовной ответственности подлежит любое лицо вне зависимости от места работы. Во-вторых, увеличено наказание за продажу и незаконное предоставление персональных данных граждан: при наличии особо отягчающих обстоятельств данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, а также штрафом.

Подробный обзор всех изменений, внесенных в УК КНР, будет опубликован в отдельной статье на нашем сайте.

Перечень запрещенных и ограниченных для толлинга товаров

В ноябре 2015 г. вступили в силу новые перечни товаров, использование которых запрещается или ограничивается в толлинговой торговле (переработке давальческого сырья). Новый перечень запрещенных для толлинга товаров содержит 1862 товарных позиции (меньше на 11 товарных позиций по сравнению с прежним). Новый перечень ограниченных для толлинга товаров содержит 451 товарных позиций, из них: ограничен экспорт 95 товарных позиций, ограничен импорт 356 товарных позиций.

Контроль за ввозом и вывозом товаров, использование которых ограничивается в толлинговой торговле, будет осуществляться на основе системы таможенной кредитоспособности (оценки надежности предприятия, установленной таможенными органами). В зависимости от уровня надежности предприятия и региона будут различны суммы гарантии, которую предприятия обязаны предоставить таможне.

Ограничения на ввоз и вывоз товаров, включенных в перечень, не распространяются на зоны экспортной переработки, бондовые зоны и другие зоны специального таможенного контроля. Подробную консультацию о правовом регулировании толлинга в КНР, ограничиваемых и запрещенных в толлинге товарах Вы можете в нашей компании.

SBF Group – компания, специализирующая на оказании юридических услуг для российского бизнеса в Китае и других странах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам организации бизнеса в Китае, налогового планирования при работе с Китаем, защиты прав интеллектуальной собственности и разрешения споров. Отправить запрос на оказание услуг Вы можете по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи