Это ссылка.

Новости законодательства КНР: август 2015

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

В августе 2015 г. в КНР вступили в силу правила борьбы со злоупотреблением правами интеллектуальной собственности для ограничения конкуренции, правила допуска иностранных инвесторов и брокеров на рынок фьючерсов, правила применения налоговых льгот, правила сбора ресурсного налога при добыче угля, правила регулирования генерального подряда на проектирование и строительство автомобильных дорог, а также внесены изменения в правила регулирования деятельности сертификационных организаций. Краткий обзор изменений в законодательстве КНР:

Запрет на злоупотребление правами интеллектуальной собственности для ограничения или исключения конкуренции

С 1 августа 2015 г. в КНР вступили в силу Положения «О запрете на злоупотребление правами интеллектуальной собственности для ограничения или исключения конкуренции (Приказ Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР № 74), принятые в апреле этого года. Новый нормативный правовой акт определяет правилам, в соответствии с которыми органы торгово-промышленной администрации должны пресекать использование прав интеллектуальной собственности (прав на результаты интеллектуальной деятельности) в целях ограничения или ликвидации справедливой рыночной конкуренции.

В соответствии с Законом КНР «О противодействии монополиям» реализация участниками хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности не регулируется антимонопольным законодательством за исключением тех случаев, когда происходит злоупотребление данными правами в целях ограничения или ликвидации справедливой конкуренции. В этом случае должны применяться соответствующие положения закона (ст. 55 Закона КНР «О противодействии монополиям»).

Злоупотреблением правами интеллектуальной собственности для ограничения или исключения конкуренции признается реализация участником хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности в нарушение Закона КНР «О противодействии монополиям» в целях достижения и исполнения монополистических соглашений, злоупотребления доминирующим положением на рынке и осуществления других монополистических действий.

В частности, участники хозяйственной деятельности, обладающие доминирующим положением, не вправе в целях ограничения или исключения конкуренции отказывать другим участникам хозяйственной деятельности в выдаче лицензий на использование прав интеллектуальной собственности на разумно обоснованных условиях, если данные права необходимы для ведения деятельности в данном сегменте рынка.

Допуск на рынок фьючерсов для иностранных инвесторов и брокеров

С 1 августа 2015 г. в КНР вступили в силу «Временные правила регулирования сделок иностранных инвесторов и иностранных брокерских организаций с некоторыми видами фьючерсов в КНР» (Приказ Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг Китая № 116), определяющие правила работы для зарубежных инвесторов и брокеров на рынке фьючерсов в КНР.

Как известно, КНР в настоящее время является второй экономикой мира и одним из крупнейших мировых производителей товаров, потребителей зарубежных товаров и услуг, а также крупнейшей торговой державой. Это создает необходимую материальную основу для развития в КНР рынка товарных фьючерсов. Доступ иностранных инвесторов на китайские рынки ценных бумаг и фьючерсов ограничен.

В 2012 г. в Положение «О регулировании рынка фьючерсов» были внесены изменения, по которым иностранным инвесторам и брокерам, соответствующим определенным условиям, могло быть предоставлено право осуществлять операции с отдельными видами фьючерсов на китайских рынках. Условия допуска и правила осуществления операций должны быть определены отдельно, что и было сделано Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг Китая в этом году.

Иностранные инвесторы вправе осуществлять операции с отдельными видами фьючерсов на китайском рынке через китайские брокерские организации или иностранные брокерские организации, допущенные до участия в торгах. С отдельного разрешения соответствующей биржи иностранные инвесторы могут участвовать в торгах напрямую. Основные условия допуска инвестора к торгам без посредников: 1) совершенная правовая и регулятивная система в государстве (территории) происхождения; 2) финансовая стабильность, безупречная кредитоспособность, достаточный оборотный капитал; 3) полноценная система корпоративного управления и внутреннего контроля; 4) другие условия, предъявляемые биржей фьючерсов к инвесторам.

Иностранные брокеры вправе осуществлять операции с отдельными видами фьючерсов на китайских рынках через китайских брокеров. Для допуска к торгам напрямую необходимо разрешение соответствующей биржи. К иностранным брокерам предъявляются те же требования, что и к иностранным инвесторам; кроме того, между Комиссией по регулирования рынка ценных бумаг Китая и органом регулирования рынка фьючерсов государства (территории), в которой создан иностранный брокер, должен быть заключен меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

В настоящее время меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве заключены с 62 зарубежными органами регулирования, в том числе со Службой регулирования денежного обращения Сингапура (Monetary Authority of Singapore), Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам САР Гонконг (Securities & Futures Commission, Hong Kong) и Росфинмониторингом. Следовательно, при соблюдении условий, установленных биржами фьючерсов, российские брокеры теоретически могут получить допуск к торгам фьючерсами напрямую без посредничества китайских брокеров.

Перечень фьючерсов, операции с которыми разрешены для иностранных инвесторов и брокеров, определяется Комиссией по регулирования рынка ценных бумаг Китая отдельно. Сейчас для иностранных инвесторов и брокеров разрешены операции только с одним видом фьючерсов – фьючерсами на поставку нефти. Операции с нефтяными фьючерсами осуществляются на Шанхайской международной энергетической бирже (Shanghai International Energy Exchange), созданной в Шанхайской зоне свободной торговли Шанхайской биржей фьючерсов (Shanghai Futures Exchange) и начавшей работу в конце 2014 г.

Правила применения налоговых льгот

С 1 августа 2015 г. в КНР вступили в силу новые «Правила регулирования налоговых льгот» (Объявление ГГНУ КНР № 43-2015), определяющие общие правила предоставления налоговых льгот налогоплательщикам.

В зависимости от способа предоставления все налоговые льготы разделены на налоговые льготы, предоставляемые в разрешительном или уведомительном порядке. Если налогоплательщик планирует воспользоваться налоговой льготой, предоставляемой в разрешительном порядке, до начала применения льготы он обязан обратиться в налоговый орган с заявлением и представить все документы, необходимые для предоставления льготы. Налогоплательщик получает право на использование налоговой льготы только после проверки документов и подтверждения права на использование льготы налоговым органом.

Если плательщик планирует воспользоваться налоговой льготой, предоставляемой в уведомительном порядке, он должен соответствовать условиям предоставления льготы и уведомить налоговый орган о ее применении. В последние годы большинство налоговых переводится из предоставляемых в разрешительном порядке в предоставляемые в уведомительном порядке.

Новые правила упрощают порядок уведомления налоговых органов при использовании налоговых льгот, предоставляемых в уведомительном порядке. Одновременно правила содержат более подробные правила контроля за использованием налогоплательщиками налоговых льгот со стороны налоговых органов.

Правила сбора ресурсного налога при добыче угля

С 1 августа 2015 г. вступили в силу правила сбора ресурсного налога при добыче угля, опубликованные Главным государственным налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР) в начале июля (Объявление ГГНУ КНР № 51-2015). Правила действуют в экспериментальном порядке и определяют новые способы исчисления ресурсного налога при добыче угля в КНР.

В соответствии с Временным положением «О ресурсном налоге» ресурсный налог уплачивается при добыче угля, нефти и природного газа, соли, железной руды, руды цветных металлов и других полезных ископаемых. В зависимости от объекта налогообложения сумма налога могла рассчитывать по адвалорной или специфической ставке.

Изначально добыча угля облагалась ресурсным налогом по специфической ставке. С декабря 2014 г. правила исчисления налога изменились: теперь ресурсный налог рассчитывается с использованием адвалорной ставки, составляющей от 2% до 10% от цены продажи угля. Конкретные применимые ставки ресурсного налога определялись на уровне провинции.

Новые правила меняют порядок расчета ресурсного налога, определяют правила определения цены продажи угля в целях налогообложения (в случае необоснованного занижения цены или совершении действий, которые в налоговых целях приравнены к продаже угля). Кроме того, впервые в правилах сбора ресурсного налога с угля прямо предусмотрено, что предприятия вправе уменьшить налоговую базу по ресурсному налогу на транспортные расходы и сопутствующие расходы на погрузку, разгрузку и хранение продаваемого угля, включенные в цену продажи угля, при условии раздельного учета и предоставления необходимых документов.

Генеральный подряд на проектирование и строительство автомобильных дорог

С 1 августа 2015 г. вступили в силу новые правила предоставления генерального подряда на проектирование и строительство автомобильных дорог (Приказ Министерства транспорта № 10-2015), определяющие правила выбора генерального подрядчика, требования к заключаемому с ним договору и контроля за выполнением работ.

Правила регулирования деятельности сертификационных организаций

С 1 августа 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в «Правила регулирования сертификационных организаций» в мае этого года. В основном изменения направлены на упрощение процедур регистрации сертификационных организаций и регулирования их деятельности.

К сертификационным организациям законодательство относит организации, имеющие статус юридического лица, которые занимаются деятельностью по оценке и подтверждению соответствия стандартам и техническим условиям товаров, услуг и систем управления. Данная деятельность является лицензируемой: до начала ведения деятельности необходимо пройти процедуру утверждения в Главном государственном управлении по контролю качества, инспекции и карантину КНР.

SBF Group – компания, специализирующая на оказании юридических услуг для российского бизнеса в Китае и других странах Азии. Мы оказываем услуги консультирования по вопросам организации бизнеса в Китае, налогового планирования при работе с Китаем, защиты прав интеллектуальной собственности и разрешения споров. Отправить запрос на оказание услуг Вы можете по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора