Проект разъяснения Верховного народного суда КНР по трудовым спорам

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

28 июня 2012 г. Верховный народный суд КНР опубликовал для общественных консультаций проект четвертого разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении трудовых споров. Срок общественных консультаций уже завершен, принятия нового разъяснения можно ожидать до конца этого года. Отдельно стоит рассказать о следующих положениях проекта разъяснения.

1. Если иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянный житель САР Гонконг, Макао, Тайваня обращаются в судебный орган с требованием признать наличие трудовых отношений на основании заключенного им и работодателем трудового договора, но при этом истец не имеет оформленного в установленном законодательством КНР порядке «Свидетельства о трудоустройстве иностранного гражданина» или «Свидетельства о трудоустройстве постоянного жителя САР Гонконг, Макао, Тайваня», то суд обязан оставить требования истца без удовлетворения.

По действующему законодательству в КНР при приеме на работу иностранного работника работодатель обязан сначала получить разрешение (лицензию) на трудоустройство иностранного гражданина, а затем оформить для принимаемого на работу иностранца приглашение, на основании которого иностранный гражданин получает рабочую визу. После въезда на территорию КНР по рабочей визе иностранный гражданин оформляет «Свидетельство о трудоустройстве иностранного гражданина», и разрешение на пребывание в КНР.

От обязанности оформлять разрешение (лицензию) и свидетельство о трудоустройстве освобождены иностранные эксперты (высококвалифицированные специалисты, которые принимаются на работу в КНР через Корпус иностранных экспертов), специалисты, работающие на установках для добычи нефти на морской территории КНР, а также творческие работники, участвующие в исполнении произведений (с разрешения Министерства культуры КНР). От обязанности оформлять разрешение (лицензию) также могут быть освобождены иностранные работники, принимаемые на работу в КНР в рамках проектов сотрудничества и обмена между КНР и другим государством, а также генеральные представители и представители аккредитованных на территории КНР представительств иностранных компаний. На остальных распространяются требования по оформлению разрешения (лицензии) и свидетельства.

Верховный народный суд КНР закрывает вопрос о том, возникают ли трудовые отношения между китайским работодателем и работником, работающим в Китае по визе, не дающей права трудоустройства в КНР: даже при наличии заключенного трудового договора трудовые отношения в данном случае не возникают. Следовательно, иностранцы, работающие в КНР в нарушение правил приема на работу иностранных граждан, не могут рассчитывать на защиту своих прав в соответствии с трудовым законодательством КНР.

Вместе с тем, Верховный народный суд КНР признает за нелегально работающими в КНР иностранцами право на оплату труда с учетом системы оплаты труда, установленной трудовым договором, заключенным с работодателем.

2. При найме представительствами иностранных компаний (включая компании из САР Гонконг, САР Макао, Тайваня) граждан КНР в обход установленного порядка приема на работу китайских работников, суд может признать наличие трудовых отношений.

Представительства иностранных компаний в КНР не вправе принимать на работу китайских граждан, кроме как через сервисные структуры, которые оказывают услуги заемного труда. То есть, для приема на работу местного персонала представительство в соответствии с китайским законодательством обязано обратиться в одну из сервисных организаций, которая направляет работников для работы в этом представительстве.

Верховный народный суд КНР считает, что между китайскими работниками и представительствами иностранных компаний могут возникать трудовые отношения. Как и иностранцы-нелегалы, китайские работники приняты на работу с нарушением законодательства КНР, но в отличие от первых китайцы на территории КНР обладают полной трудовой правосубъектностью, включая и право на вступление в трудовые отношения. Иностранцы, не имеющие права на трудоустройство в КНР, не могут выступать в качестве субъектов трудовых отношений.

3. Суд может признать наличие трудовых отношений между китайским работодателем и иностранным экспертом, имеющим «Удостоверение иностранного эксперта» и «Разрешение (лицензию) иностранного эксперта на работу в КНР».

Иностранные эксперты – это высококвалифицированные специалисты, принимаемые на работу в КНР с участием Корпуса иностранных экспертов в КНР. При трудоустройстве данных лиц разрешения (лицензии) и свидетельства о трудоустройстве не оформляются; вместо этого оформляются другие документы. Поэтому отсутствие документов, которые оформляются для обычных иностранных работников в КНР, не препятствует иностранным экспертам обратиться в суд для признания трудовых отношения, если у них есть действительные документы, подтверждающие трудоустройство в КНР в качестве иностранного эксперта.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора