Общеизвестные знаки в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Общеизвестные товарные знаки (驰名商标, чимин шанбяо) пользуются повышенной правовой охраной. Основные правила, касающиеся правовой охраны общеизвестных знаков, изложены в статье 6-бис Парижской конвенции по охране промышленной собственности и статье 16 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (КНР присоединилась к обоим международным договорам).

В соответствии с Парижской конвенцией «страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.»

В свою очередь пункт 2 статьи 16 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности устанавливает применение статьи 6-бис Парижской конвенции mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) к услугам. При определении того, является ли товарный знак общеизвестным, члены принимают во внимание известность товарного знака в соответствующих кругах общества, включая известность в стране-члене, которая была достигнута в результате рекламы товарного знака. Кроме того, третий пункт статьи 16 Соглашения устанавливает, что статья 6-бис Парижской конвенции применяется mutatis mutandis к товарам или услугам, отличным от тех, для которых зарегистрирован товарный знак, при условии, что использование этого товарного знака для упомянутых товаров или услуг будет указывать на взаимосвязь между упомянутыми товарами или услугами и владельцем зарегистрированного товарного знака, и что при таком использовании интересы владельца зарегистрированного товарного знака могут быть ущемлены.

КНР присоединилась и к Парижской конвенции, и к Соглашению ТРИПС. В законодательстве КНР содержатся соответствующие положения об общеизвестных знаках.

В соответствии со статьей 13 Закона КНР «О товарных знаках» запрещается регистрация и использование товарных знаков (знаков обслуживания), которые являются воспроизводством, имитацией или переводом общеизвестного знака, не зарегистрированного в КНР, если товарный знак сходен до степени смешения с общеизвестным знаком и применяется по отношении к аналогичным или сходным товарам (услугам). В случае если общеизвестный знак зарегистрирован на территории КНР, запрещается использование и регистрация товарных знаков, представляющих собой воспроизводство, имитацию или перевод общеизвестного знака, легко вводящих в заблуждение потребителей и способных причинить вред интересам правообладателя общеизвестного знака, даже если регистрируемый товарный знак применяется по отношению к товарам (услугам), не являющимся аналогичными или сходными с товарами (услугами), для обозначения которых используется общеизвестный знак.

Правовое регулирование общеизвестных знаков в КНР осуществляется Законом КНР «О товарных знаках», Положением «О применении Закона КНР о товарных знаках» и Положениями «О признании и защите общеизвестных товарных знаков». Кроме того, в 2009 г. Верховный народный суд КНР выпустил Разъяснение «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении гражданских дел, связанных с охраной общеизвестных знаков», которое содержит несколько существенных положений.

В соответствии с Положениями «О признании и защите общеизвестных товарных знаков» общеизвестным знаком в КНР является товарный знак (знак обслуживания), широко известный соответствующему сегменту общества и имеющий достаточно высокую репутацию. Соответствующим сегментом общества считаются потребители товаров (услуг), однородных с товарами (услугами), для обозначения которых используется товарный знак, производители однородных товаров (услуг), поставщики сопутствующих услуг, а также поставщики товаров (услуг) и их сотрудники, занимающиеся реализацией однородных товаров.

Товарный знак может быть признан общеизвестным знаком народным судом при разрешении соответствующего гражданского спора, имеющего отношение к защите прав на товарный знак, или Управлением по товарным знакам при Главном государственном управлении торгово-промышленной администрации КНР.

При обращении в Управление по товарным знакам для признания товарного знака общеизвестным следующие материалы считаются доказательствами общеизвестности знака:

  1. доказательства широкой известности знака в соответствующем сегменте общества;
  2. доказательства длительности использования знака, включая материалы, показывающие долгую историю и территориальные пределы использования знака;
  3. доказательства длительности, масштабов и территории продвижения знака, включая материалы о способах продвижения и рекламы, территориального охвата рекламы, виды СМИ и объемы рекламы;
  4. доказательства признания знака общеизвестным в других государствах и территориях;
  5. иные документы, которые могут показывать объемы производства основных товаров, объемы продаж и суммы дохода, суммы прибыли и налогов, территориальный охват реализации товаров в течение трех лет.

Народный суд признает товарный знак общеизвестным в случае предоставления стороной материалов:

  1. показывающих долю товаров на рынке, территориальные пределы реализации товаров, суммы прибыли и налогов при реализации товаров, которые обозначаются товарным знаком;
  2. подтверждающих длительность использования товарного знака;
  3. показывающих способы продвижения, длительность, объемы капиталовложений в рекламу товаров, которые обозначаются товарным знаком;
  4. подтверждающих факт признания товарного знака общеизвестным в другом государстве или территории;
  5. подтверждающих репутацию товаров в соответствующем сегменте рынка;
  6. иных материалов, обосновывающих признание товарного знака общеизвестным.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора