Это ссылка.

Защита прав на товарный знак в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Вопреки распространенному мнению, с нарушениями прав на товарные знаки в Китае можно успешно бороться. Китайское законодательство предоставляет правообладателям возможность закрыть для производителей контрафакта возможность экспорта товаров в другие страны и препятствовать распространению контрафактной продукции в КНР.

Борьба с экспортом контрафактной продукции

Как известно, Китай – основной производитель и экспортер контрафактной продукции в мире. Даже если правообладатель не реализует свою продукцию в Китае, он может понести ощутимый ущерб от экспорта контрафакта на рынки других стран. Поэтому первая задача, которая стоит перед обладателем прав на товарный знак: ликвидировать или уменьшить вероятность экспорта из КНР контрафактной продукции.

Эта цель может быть достигнута путем регистрации прав на товарный знак в таможенных органах тех стран, которые являются основными рынками для продукции, защищенной товарным знаком. Кроме того, правообладатель должен зарегистрировать свои права в таможенном реестре прав на объекты интеллектуальной собственности в самом Китае.

Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности в таможенных органах – внесение сведений о правах в таможенный реестр Главного таможенного управления КНР – осуществляется в КНР в соответствии с Положением «О таможенной защите прав на объекты интеллектуальной собственности», действующим с 2003 г.

Для регистрации в таможенном реестре правообладатель должен подать заявление с указанием наименования и места регистрации (для организаций) или именем и фамилией и гражданством (для физических лиц) правообладателя, сведениями о правах на объекты интеллектуальной собственности, выданных правообладателем. Кроме того, в заявлении указываются наименование, место производства, место экспорта, основные экспортеры, основные характеристики и цена товаров, производимых в КНР правообладателем или с разрешения правообладателя и не являющихся контрафактом, а также аналогичные сведения о товарах, которые по информации правообладателя являются контрафактными и экспортируются из КНР.

После того как сведения о товарах, защищенных товарным знаком, будут внесены в таможенный реестр (30 рабочих дней со дня подачи заявления), таможенные органы будут обязаны уведомлять правообладателя об экспорте и импорте товаров, обладающих признаками контрафакта. Получив уведомление, правообладатель может подать заявление о приостановлении выпуска товаров и инициировать проведение разбирательства в связи с экспортом контрафакта. На срок разбирательства таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, которые могут оказаться контрафактными.

Разбирательство проводится таможенными органами в течение 30 рабочих дней после приостановления выпуска товаров. В случае признания товаров контрафактными они конфискуются и переходят в распоряжение таможенных органов. По желанию правообладатель может выкупить контрафакт у таможенных органов.

Борьба с контрафактом в пределах КНР

На территории КНР самым эффективным способом борьбы с распространением контрафактной продукцией являются обращения в органы торгово-промышленной администрации (возглавляемые Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР), обладающие широким кругом полномочий по контролю за соблюдением законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 53 Закона КНР «О товарных знаках» правообладатели вправе обращаться в органы торгово-промышленной администрации, в случае если они обнаружат, что другие лица используют тождественный или сходный до степени смешения товарный знак в отношении таких же или аналогичных товаров без разрешения правообладателя, реализуют товары с незаконно изготовленными обозначениями зарегистрированного товарного знака, подделывают или изготовляют обозначения зарегистрированных товарных знаков или причиняют другой ущерб исключительным правам правообладателя на зарегистрированный товарный знак.

Органы торгово-промышленной администрации, установив факт нарушения прав на товарный знак, обязаны издать распоряжение о немедленном прекращении противоправных действий, конфискации и уничтожении контрафактных товаров и взыскивает с правонарушителя штраф. Решение органа торгово-промышленной администрации может быть обжаловано в народный суд.

Основными преимуществами проведения разбирательства в органах торгово-промышленной администрации является простота процедуры принятия решений и быстрота действий (для получения предписания об устранении нарушений требуется меньше времени). Главный недостаток: органы торгово-промышленной администрации не могут присудить правообладателю компенсацию за понесенные убытки (за исключением случаев, когда стороны самостоятельно договорились о размере компенсации правообладателю).

Альтернативой разбирательству в органах торгово-промышленной администрации является обращение с иском в суд. До подачи иска правообладатель вправе ходатайствовать об обеспечении доказательств, наложении ареста на имущество правонарушителя и принятии мер по прекращению нарушения в соответствии со статьями 57, 58 Закона КНР «О товарных знаках».

В отличие от органов торгово-промышленной администрации народные суды вправе присудить правообладателю компенсацию за нарушение исключительных прав на товарный знак. Закон КНР «О товарных знаках» определяет возможную сумму компенсации как сумму дохода, полученную нарушителем исключительных прав на товарный знак в период ведения деятельности, или сумму ущерба, понесенного правообладателем в результате противоправной деятельности. При определении суммы компенсации учитываются расходы правообладателя, понесенные в целях защиты своих прав.

Если сумма дохода правонарушителя или сумма ущерба правообладателя не могут быть установлены, народный суд в зависимости от обстоятельств дела самостоятельно определяет сумму компенсации. Максимальная сумма компенсации в этом случае составляет 500 000 юаней жэньминьби.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора