Коллективные знаки в Китае

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Закон КНР «О товарных знаках» в статье 3 дает коллективным знакам (集体商标, цзити шанбяо) следующее определение: это товарные знаки (включая знаки обслуживания), зарегистрированные объединением, ассоциацией или иной организацией в целях использования данного знака членами объединения (ассоциации, другого объединения лиц) в коммерческой деятельности и удостоверения статуса члена объединения (ассоциации).

Коллективный знак может использоваться для совместного продвижения и повышения репутации товаров или услуг на рынке несколькими малыми и средними предприятиями, имеющими одинаковый предмет деятельности. Использование коллективного знака налагает на лиц, входящих в объединение (ассоциацию), обязанность по предоставлению товара (услуги), имеющего единые качественные характеристики, а также обязанность добросовестно использовать коллективный знак.

Роль объединения (ассоциации) при использовании коллективного знака состоит в обеспечении определенного качества товаров (услуг) всех использующих коллективный знак предприятий и осуществлении надзора за правомерным использованием коллективного знака.

Основные особенности коллективных знаков состоят в следующем:

  1. Коллективный знак не принадлежит какому-либо отдельному физическому лицу или организации. Право на коллективный знак принадлежит ассоциации или другому объединению физических лиц и (или) хозяйственных организаций.
  2. Коллективный знак может использоваться всеми организациями и физическими лицами, входящими в объединение (ассоциацию), которая зарегистрировала данный коллективный знак. При этом объединение (ассоциация) осуществляет надзор за обеспечением стандартов качества товаров (услуг), в отношении которых используется коллективный знак.
  3. Использование коллективных знаков осуществляется в соответствии с правилами, устанавливаемыми объединением (ассоциацией) и определяющими права, обязанности и ответственность участников объединения (ассоциации), а суммы сборов за использование коллективных знаков. Информация о правилах использования коллективного знака должны быть раскрыта для общества, которое вправе осуществлять общественный контроль.
  4. В случае нарушения прав в отношении коллективного знака общая сумма причиненного ущерба включает убытки, понесенные всеми участниками объединения (ассоциации), которой принадлежит право на коллективный знак.
  5. В случае выхода из объединения (ассоциации) бывший участник не имеет права использовать коллективный знак в дальнейшем. В свою очередь, объединение (ассоциация) вправе в соответствии со своим уставом принимать новых участников, которые получают право на использование коллективного знака. Статус участника объединения (ассоциации) не может быть передан от одного участника другому.

Правовое регулирование коллективных знаков в КНР осуществляется Законом КНР «О товарных знаках», Положением «О применении Закона КНР о товарных знаках» и «Правилами управления и регистрации коллективных знаков и сертификационных знаков».

При регистрации коллективного знака необходимо представить документы, подтверждающие статус организации-заявителя (ассоциации или другого объединения лиц, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак), перечень участников с указанием их наименований и мест нахождения, а также правила использования коллективного знака.

Правила использования коллективного знака должны включать:

  1. цели использования коллективного знака;
  2. характеристики товаров (услуг), в отношении которых будет использоваться коллективный знак;
  3. порядок получения права использования коллективного знака;
  4. права и обязанности лиц, использующих коллективный знак;
  5. ответственность участников ассоциации (объединения) за нарушение правил;
  6. порядок осуществления ассоциацией (объединением) надзора за использованием коллективного знака.

Регистрация коллективного знака осуществляется Управлением по товарным знакам при Главном государственном управлении торгово-промышленной администрации КНР.

Для регистрации необходимы следующие документы:

  1. заявление о регистрации коллективного знака, заверенное основной печатью организации-заявителя;
  2. оригиналы и копии (или копии, заверенные основной печатью организации-заявителя) документов, удостоверяющих правовой статус организации-заявителя, а также подробное пояснение об особых качественных характеристиках товаров (услуг), которые будут обозначаться коллективным знаком;
  3. правила использования коллективного знака;
  4. перечень всех участников ассоциации (объединения лиц);
  5. изображение коллективного знака;
  6. доверенность агента, уполномоченного на регистрацию коллективного знака;
  7. в случае если частью коллективного знака является изображение человека, необходимо нотариально удостоверенное согласие этого человека на использование его изображения в качестве коллективного знака.

После получения документов Управление по товарным знакам проводит формальную проверку документов и принимает решение о приеме документов к рассмотрению или отказе в приеме документов. В случае приема документов к рассмотрению, в течение трех месяцев со дня получения заявительных документов Управление по товарным знакам направляет агенту «Уведомление о приеме документов к рассмотрению». В общей сложности срок регистрации товарного знака составляет около полутора лет от подачи заявительных документов до получения «Свидетельства о регистрации товарного знака».

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора