Какой размер уставного капитала должен быть у китайской компании?

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

У всех потенциальных клиентов, которые обращаются к нам для регистрации компаний в Китае, есть несколько нестареющих вопросов: как создать компанию (достаточно легко), сколько времени это займет (зависит от места и бизнеса), сколько будет стоит обслуживание компании (достаточно дорого, если сравнивать с Гонконгом), является ли гонконгская компания китайской (нет, гонконгская компания = иностранная компания). Один из таких вопросов – есть ли требования к размеру уставного капитала в Китае и какую сумму необходимо указать?

Раньше было лучше (или хуже)

Обычно на этот вопрос я отвечаю так: по действующему законодательству КНР – Закону КНР «О компаниях» – требований к размеру уставного капитала нет. До 2014 г. в законе были прописаны минимальные размеры уставного капитала: 30 000 юаней жэньминьби для компаний с ограниченной ответственностью, 100 000 юаней жэньминьби для компаний с ограниченной ответственностью с одним участником и 5 00 000 юаней жэньминьби для акционерных компаний.


Кроме того, были дополнительные требования к размеру уставного капитала в зависимости от вида бизнеса, например, для производственных компаний минимальный размер уставного капитала составлял 300 000 юаней жэньминьби, для торговых компаний, специализирующихся на оптовой торговле – 500 000 юаней жэньминьби, для торговых компаний в рознице – 300 000 юаней жэньминьби, для консалтинговых компаний – 100 000 юаней жэньминьби.

С 1 марта 2014 г. этих ограничений нет – теперь учредители вправе самостоятельно устанавливать сумму уставного капитала для своей компании. Сумма уставного капитала и сроки его оплаты теперь самостоятельно определяются учредителями: сумма может быть любой, а срок оплаты – любой период времени, в течение которого компания планирует вести деятельность (например, 20 или 30 лет).

Моя трехгрошовая китайская компания: реально ли?

Означает ли это, что можно в Китае заявить уставный капитал по минимуму, например, в размере 10 000 юаней жэньминьби? В теории – можно. Но не нужно.

Во-первых, не во всех видах деятельности такая сумма будет достаточной: иногда повышенный размер уставного капитала необходим для оформления лицензий, которые понадобятся компании. Если деятельность компании относится к лицензируемой, а условия выдачи лицензии предусматривают требования к размеру уставного капитала и его оплате, при создании компании необходимо руководствоваться именно этими условиями. Иначе компания не сможет получить лицензию или будет вынуждена вносить изменения в регистрационные данные для увеличения уставного капитала.

Во-вторых, оплата уставного капитала – самый простой способ завести деньги в Китай на первые расходы компании. Иностранный учредитель в большинстве случаев не сможет предоставить китайской компании заем, если он превышает 30% от размера уставного капитала. Проще всего установить сумму побольше и завести деньги в качестве оплаты уставного капитала. После поступления денег из-за рубежа их можно конвертировать в юани жэньминьби и использовать на текущие расходы компании.

Две важные цифры для торгового бизнеса

И все-таки: на какую сумму уставного капитала необходимо ориентироваться при создании бизнеса в Китае? Универсального ответа на этот вопрос нет: многое по-прежнему будет зависеть от характера бизнеса (производство, торговля, услуги), места регистрации и видов деятельности. Например, если бизнес будет связан с торговлей, то необходимо учитывать две важные цифры, которые помогут при определении суммы уставного капитала.

Первая цифра – 800 000 юаней жэньминьби (около 120 тыс. долларов США). Эта цифра важна для тех, кто планирует заниматься экспортом товаров из Китая.

При экспорте товаров из КНР необходимо предприятию необходимо получить статус обычного плательщика НДС для уплаты налога с разницы исходящего и входного НДС и возмещения налогов при экспорте. По действующим правилам статус обычного плательщика НДС предоставляется предприятиям, выручка которых за последние 12 месяцев достигла определенной суммы: у производственных предприятий – 500 000 юаней жэньминьби; у торговых предприятий – 800 000 юаней жэньминьби; у сервисных предприятий – 5 000 000 юаней жэньминьби.

Естественно, у компании сразу после создания этого оборота еще нет. Тем не менее, она может обратиться в налоговый орган и получить статус обычного плательщика. Но для новых предприятий оптовой торговли с уставным капиталом меньше 800 000 юаней жэньминьби при получении статуса обычного плательщика может быть установлен консультационный период, в течение которого предприятие будет находиться под внимательным контролем налоговой. Чтобы этого избежать, компании достаточно указать уставный капитал выше 800 000 юаней жэньминьби.

Вторая цифра – 1 000 000 юаней жэньминьби (около 150 тыс. долларов США). Эта цифра важна тем, кто будет заниматься импортом и продажей товаров в Китае. И совершенно не имеет отношения к законодательству.
Одна из особенностей Китая – развитый и по-прежнему растущий рынок онлайн-продаж, на который приходится уже более 15% от всей розничной торговли в стране (в два раза выше, чем в среднем в мире). 80% сделок по стоимости – продажи материальных товаров. Большинство продаж осуществляется не через собственные интернет-сайты компаний, а через крупнейшие посреднические площадки – Taobao/Tmall (57,6% от всех онлайн-продаж) и JD.com (26,2%) – на которых предприятия регистрируются в качестве поставщиков и продают товары для потребителей.

Обе интернет-площадки устанавливают свои требования к поставщикам товаров, которые во многом похожи (благодаря Министерству коммерции КНР, регулирующему их бизнес). И одно из сходств – это требование к уставному капиталу компаний-поставщиков: чтобы зарегистрироваться на сайте в качестве поставщика товаров, уставный капитал компании должен составлять не менее 1 млн. юаней жэньминьби.

По этой причине любая компания, которая будет заниматься продажами товаров через интернет, должна поставить уставный капитал больше 1 000 000 юаней жэньминьби. Иначе возможность продаж через Taobao/Tmall и JD.com будет для нее закрыта.

Размер по-прежнему имеет значение

Главное, что нужно знать об уставном капитале компании в Китае – отмена требований к уставному капиталу не означает, что в процессе работы компания не столкнется с проблемами из-за заниженного уставного капитала. Эти проблемы будут возникать постоянно: при оформлении лицензий, открытии банковского счета, экспорте товаров, продаже товаров в Китае. Как и раньше, доверия в Китае к компании с большим размером уставного капитала больше – даже несмотря на то, что сейчас он может фактически не оплачиваться учредителями.

Поэтому мы рекомендуем всем перед созданием бизнеса в Китае:

  • Проверить, нужны ли будут лицензии – если да, то проверить условия их выдачи. Вполне возможно, что в этом виде деятельности установлены требования к уставному капиталу компаний.
  • Оценить сумму расходов, которая понадобится для начала работы до получения первой прибыли. Именно эту сумму лучше всего завести в Китай в качестве оплаты уставного капитала новой компании.
  • Определить, как компания будет работать и за счет чего получать прибыль – и проверить, если будет ли создавать небольшой уставный капитал препятствия в работе.
  • И самый простой вариант – посмотреть, какой размер уставного капитала у других предприятий, уже созданных и работающих в КНР. Этот способ не всегда дает правильный результат, но его тоже можно использовать.

Это позволит Вам принять правильное решение и избежать дальнейших проблем при ведении бизнеса в Китае.

SBF Group создана профессиональными юристами, специализирующимися на оказании услуг российским предпринимателям в Азии. Мы оказываем услуги по регистрации компаний в Китае, Гонконге и Сингапуре, услуги по открытию банковских счетов, налоговому планированию, регистрации товарных знаков и защите прав интеллектуальной собственности.

По вопросам регистрации компаний в КНР Вы можете связаться с нами по электронной почте china_incorporation@sbf-group.com. По всем остальным вопросам с нами можно связаться по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи