Соглашение о тесном экономическом партнерстве между КНР и Гонконгом

1 июля 1997 г. Гонконг стал Специальным административным районом Китайской народной республики, сохранив высокий уровень автономии: в Гонконге осталась прежняя правовая система, основанная на общем праве, сохранилась своя валюта – гонконгский доллар. Территория САР Гонконг не входит в таможенную территорию КНР, а КНР не осуществляет фискальный суверенитет на территории Гонконга.

Во многих вопросах САР Гонконг в КНР приравнен к иностранному государству: ввоз товаров из Гонконга в КНР приравнивается к импорту из-за рубежа; на постоянных жителей САР Гонконг распространены правила, применяемые к гражданам иностранных государств; гонконгские компании в КНР считаются компаниями-нерезидентами.

При этом КНР ограничивает доступ иностранных инвесторов и иностранных поставщиков в некоторые особо привлекательные виды деятельности (например, банковская деятельность, рынок ценных бумаг, страховое дело), предъявляя к ним повышенные требования. При вступлении КНР во Всемирную торговую организацию в 2001 г. эти ограничения были внесены в отдельное приложение к протоколу присоединения, в соответствии с которым КНР давал обязательство поэтапно ослабить ограничения. Ограничения на деятельность в Китае иностранных инвесторов и поставщиков услуг распространялись и на гонконгский бизнес.

Идея заключения соглашения между КНР и Гонконгом о зоне свободной торговле и содействии инвестициям появилась в гонконгских деловых кругах и была поддержана правительством Гонконга. В дальнейшем появилось предложение об ускоренном ослаблении требований к гонконгским поставщикам услуг на доступ к китайскому рынку, что позволило бы усилить экономическую интеграцию КНР и Гонконга, а гонконгскому бизнесу получить преимущества перед остальными иностранными инвесторами.

Эти предложения получили поддержку в Пекине. Переговоры о заключении соглашения начались сразу после присоединения КНР к ВТО и завершились 29 июня 2003 г. подписанием Соглашения между КНР и Гонконгом о тесном экономическом партнерстве.

Соглашение о тесном экономическом партнерстве (далее – СТЭП), подписанное в 2003 г., включает основное соглашение и шесть приложений. Три основных предмета СТЭП – торговля товарами, торговля услугами и содействие торговой и инвестиционной деятельности между КНР и Гонконгом. Шесть приложений касаются отдельных вопросов применения соглашения: порядок применения нулевой ставки таможенной пошлины, правила определения места происхождения товаров, процедура выдачи и удостоверения сертификатов о происхождении товаров, отдельные обязательства сторон по либерализации торговли услугами, определение поставщика услуг и условия присвоения статуса поставщика услуг, а также меры по содействию торговой и инвестиционной деятельности.

После заключения СТЭП КНР и Гонконг продолжили либерализацию торговли товарами и услугами. В настоящее время заключено девять дополнительных соглашений к СТЭП. Последнее из них подписано 29 июня 2012 г.

Торговля товарами

В соответствии с СТЭП Гонконг применяет нулевую ставку таможенной пошлины на все товары, местом происхождения которых является КНР. В свою очередь Китай поэтапно (с 1 января 2004 г. – на часть товаров; с 1 января 2006 г. – на все остальные товары) ввел нулевую ставку таможенной пошлины на все товары, местом происхождения которых является Гонконг.

КНР и Гонконг также договорились не применять таможенное квотирование, нетарифные меры регулирования, антидемпинговые меры, субсидии и компенсационные меры в отношении гонконгских и китайских товаров соответственно.

Для освобождения от таможенной пошлины при ввозе в КНР гонконгские товары должны соответствовать правилам определения места происхождения товаров. В настоящее время КНР и Гонконг договорились о правилах определения места происхождения по 1 739 тарифным кодам товаров. Для того чтобы местом происхождения товара был признан Гонконг, товар должен быть полностью произведен в Гонконге (добыт, выловлен, выращен и т.п.) или товар должен быть подвергнут достаточной переработке на территории Гонконга. Критерии достаточной переработки по СТЭП включают:

  • определенные производственные или технологические операции: выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы местом происхождения признавалась одна из сторон соглашения;
  • изменение товарной позиции: изменение тарифного кода товара по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате выполнения определенных производственных или технологических операций в одной из сторон соглашения;
  • правило адвалорной доли: изменение стоимости товара, когда доля стоимости использованных материалов, расходов на оплату труда, расходов на разработку продукта, понесенные исключительно в одной из сторон соглашения, составляют или превышают 30% от цены экспортируемых товаров на условиях FOB (при условии что последняя производственная или технологическая операция выполнена в соответствующей стороне соглашения; расходы на разработку продукта могут включать лицензионные отчисления за использования патентованных технологий, промышленного дизайна, товарных знаков, прав интеллектуальной собственности);
  • другие критерии: другие критерии определения места происхождения товаров помимо определенных производственных или технологических процессов, изменения товарной позиции, правила адвалорной доли;
  • смешанные критерии: критерии определения места происхождения товаров, основанные на сочетании двух и более вышеуказанных критериев.

Подробные правила определения места происхождения товаров размещены на сайте Департамента торговли и промышленности САР Гонконг.

Некоторые товары не могут быть ввезены из Гонконга в Китай: список таких товаров приведен в «Перечне товаров, импорт которых запрещен», публикуемом Министерством коммерции КНР.

Торговля услугами

Торговля услугами – самая значимая часть СТЭП. В соответствии с четвертой главой соглашения стороны обязуются постепенно уменьшить или ликвидировать ограничительные меры в отношении услуг и поставщиков услуг друг друга.

В рамках СТЭП Китай ослабил ограничения на доступ к китайскому рынку для гонконгских поставщиков различного рода услуг, включая: управленческий консалтинг, проведение выставок, рекламную деятельность, бухгалтерский учет, банковскую деятельность, деятельность на рынке ценных бумаг, страховое дело, транспорт, производство и прокат кинофильмов и телефильмов, строительство, транспорт, оказание телекоммуникационных услуг, юридических услуг, научно-исследовательских и технических услуг, организацию публичных исполнений, онлайн-игры и др.

Например, гонконгские поставщики услуг вправе совместно с китайскими участниками создавать сайты, предоставляющие онлайн-игры (другие иностранные поставщики услуг – нет). Гонконгские юридические фирмы вправе создавать представительства на территории КНР, работая в объединении с китайскими юридическими фирмами. Гонконгские поставщики услуг в сфере транспорта раньше всех остальных иностранных предприятий получили право создавать в КНР предприятия с 100% иностранным (гонконгским) капиталом и вести деятельность в Китае. Для гонконгских банковских учреждений снижены требования к минимальному уставному капиталу для создания отделений и филиалов на территории КНР.

Основные меры по либерализации торговли услуг между КНР и Гонконгом можно свести к следующему:

  • снижение требований к максимальной доле участия иностранного капитала: в отдельных видах деятельности гонконгские поставщики услуг вправе создавать предприятия с мажоритарным участием или полностью подконтрольные предприятия в КНР, в то время как остальные иностранные компании вправе работать в данных видах деятельности только в рамках совместных предприятий и при условии принадлежности контролирующей доли китайскому партнеру;
  • снижение требований к максимальной доле участия иностранного капитала: в отдельных видах деятельности гонконгские поставщики услуг вправе создавать предприятия с мажоритарным участием или полностью подконтрольные предприятия в КНР, в то время как остальные иностранные компании вправе работать в данных видах деятельности только в рамках совместных предприятий и при условии принадлежности контролирующей доли китайскому партнеру;
  • допуск в закрытые для иностранного капитала виды деятельности: гонконгские поставщики услуг при определенных условиях вправе заниматься в КНР теми видами деятельности, которые закрыты для иностранного бизнеса (например, онлайн-игры);
  • снижение требований к квалификации инвестора: для гонконгских поставщиков услуг, учреждающих компании (создающих филиалы, представительства) на территории КНР снижены требования к размеру уставного капитала создаваемой компании, опыта ведения соответствующей деятельности и другие требования, которые предъявляются к иностранным инвесторам китайских компаний;
  • признание квалификаций: профессиональные квалификации, полученные в Гонконге, признаются в КНР и дают возможность для сдачи профессиональных экзаменов (например, адвокатского экзамена).

Гонконгским поставщиком услуг может являться физическое лицо, являющееся гражданином Китая и постоянным резидентом САР Гонконг, или организация, созданная в соответствии с законодательством САР Гонконг (коммерческие и некоммерческие, государственные и частные организации, включая компании, трасты, товарищества, индивидуальные частные предприятия, объединения и др.), при условии соответствия условиям получения статуса гонконгского поставщика услуг.

Для организаций условия получения статуса следующие:

  • организация должна быть создана в Гонконге в соответствии с Ордонансом «О компаниях» или другим соответствующим актом САР Гонконг и иметь Свидетельство о регистрации деятельности (при ведении деятельности, подлежащей лицензированию – также соответствующую лицензию);
  • организация обязана вести «существенную предпринимательскую деятельность» в Гонконге. Для определения того, является ли деятельность существенной, используются следующие пять критериев:

1) предмет деятельности гонконгского поставщика услуг должен включать те услуги, которые данный поставщик планирует оказывать в Китае;

2) гонконгский поставщик услуг должен вести существенную деятельность, по меньшей мере, в течение 3 лет перед обращением для получения статуса (для банков, страховых компаний – в течение 5 лет);

3) в период ведения деятельности гонконгский поставщик услуг обязан уплачивать налог на прибыль в Гонконге;

4) гонконгский поставщик услуг обязан иметь постоянное место ведения деятельности (принадлежащее ему или арендуемое им), сопоставимое с характером и масштабами деятельности; и

5) более 50% сотрудников гонконгского поставщика услуг должны являться резидентами САР Гонконг.

Поставщики услуг из третьих стран, являющихся членами ВТО, также могут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми гонконгским поставщикам услуг в рамках СТЭП, если иностранные поставщики услуг учредили гонконгские компании, которые отвечают требованиям по ведению существенной предпринимательской деятельности в Гонконге.

Кроме того, для иностранных поставщиков услуг предусмотрена другая возможность: они вправе воспользоваться льготами для гонконгских поставщиков услуг в рамках СТЭП по истечению 1 года с момента приобретения (слияния, поглощения) отвечающего требованиям гонконгского поставщика услуг.

Содействие торговле и инвестициям

Меры по содействию торговле инвестициям включают упрощение таможенного оформления, сотрудничество в сфере инспекции, карантина, безопасности продуктов питания, унификации стандартов, электронной коммерции, развития малого и среднего предпринимательства, защиты прав интеллектуальной собственности, прозрачности законодательства, образования, производства препаратов традиционной китайской медицины.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии