Специальная зона по развитию электронной коммерции создана в Ханчжоу

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

7 марта 2015 г. Государственный совет КНР опубликовал официальный ответ, выражающий согласие с предложением правительства провинции Чжэцзян и Министерства коммерции КНР с созданием в г. Ханчжоу экспериментальной зоны по развитию трансграничной электронной коммерции. Новая зона создана в целях углубления реформ и повышения открытости с упором на совершенствование регулирования в сфере электронной коммерции.

Зона по развитию электронной коммерции создана в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) – месте расположения штаб-квартиры Alibaba Group, крупнейшей китайской площадки для электронной коммерции. Основная цель зоны: апробирование реформ по регулированию, информатизации, совершенствованию технических стандартов и бизнес-процессов при осуществлении сделок, платежей, логистике, таможенном оформлении, возмещении налогов и валютного контроля в трансграничной электронной коммерции. Реформы должны создать условия для развития трансграничной электронной коммерции, которые после апробирования в Ханчжоу будут распространены на территорию всей страны.

Подробный проект развития зоны развития электронной коммерции будет представлен Народным правительством провинции Чжэцзян. На него же возлагаются обязанности по организации и руководству работой новой зоны. Министерства и ведомства Государственного совета КНР обязаны содействовать созданию новой специальной зоны и реализации плана ее развития.

Одновременно с новостью о создании специальной зоны по развитию трансграничной зоны свободной торговли в Ханчжоу появились местные правила регулирования электронной коммерции («Временные правила регулирования электронной коммерции г. Ханчжоу»), принятые народным правительством города. Новые правила вступят в силу с 1 мая 2015 г.

В соответствии с нормативно-правовым актом все предприниматели, занимающиеся реализацией товаров и услуг через интернет, должны пройти регистрацию в местном органе торгово-промышленной администрации. Если электронная коммерция ведется не напрямую через собственный интернет-сайт, а через площадку для электронной коммерции (например, Taobao, Tmall), сведения о регистрации бизнеса в местном органе торгово-промышленной администрации должны быть представлены площадке для электронной коммерции.

Физические лица могут не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей при нерегулярном осуществлении сделок, но они обязаны реализовывать товары и услуги только через площадки для электронной коммерции и предоставлять при регистрации сведения о личности (данные удостоверения личности), способах связи и месте ведения деятельности. Площадки для электронной коммерции не вправе допускать к реализации товаров и услуг физических лиц, не предоставивших данных сведения. Если площадка для электронной коммерции не выполнит данную обязанность, на нее может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 юаней жэньминьби.

Кроме того, новые правила отдельно запрещают ряд действий, негативно влияющих на развитие электронной коммерции, например, умышленную закупку больших партий товара с последующим возвратом, умышленный отказ от получения товаров, использование технических средств для влияния на результаты поиска и ранжирование продавцов, преследование потребителей за негативные отзывы. Например, в последнем случае – преследовании покупателя для того, чтобы убедить его изменить негативный отзыв – на продавца может быть наложен штраф в размере от 2 000 до 20 000 юаней жэньминьби.

Заключение

С 2015 г. в Китае разрешено создание предприятий со 100% иностранными инвестициями в сфере электронной коммерции. Создание зоны по развитию трансграничной электронной коммерции делает Ханчжоу одним из самых основных мест в КНР для размещения бизнеса в данной сфере несмотря на то, что в этом городе не действуют упрощенные правила для регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Привлекательность Ханчжоу для создания предприятия в сфере электронной коммерции в Китае будет видна в дальнейшем, после появления подробных правил работы новой специальной зоны.

В будущем следует ожидать как распространения упрощенных правил создания предприятий с иностранными инвестициями на Ханчжоу, так и распространения новых правил ведения бизнеса в сфере электронной коммерции на территорию всей страны.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора