Проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях»: краткий обзор

19 января 2015 г. Министерство коммерции КНР опубликовал для общественных консультаций проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях». Сбор мнений общественности продолжался 30 дней (до 17 февраля 2015 г.).

Проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» содержит общие правила регулирования иностранных инвестиций в КНР, вводит определения иностранного инвестора и иностранных инвестиций, определяет порядок допуска иностранных инвестиций к ограничиваемые сферы деятельности и порядок проверки в КНР иностранных инвестиций на соответствие требованиям государственной безопасности, вводит требование к иностранным инвесторам представлять сведения об иностранных инвестициях в отдельных видах деятельности, а также содержит нормы о содействии иностранным инвестициям и защите капиталовложений, разрешении споров с участием иностранных инвесторов, осуществлении государственного контроля и юридической ответственности за нарушения закона.

Определение «иностранного инвестора» и «иностранных инвестиций»

В соответствии с проектом Закона КНР «Об иностранных инвестициях» иностранным инвестором может быть: 1) физическое лицо, не имеющее гражданства Китая; 2) предприятия, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и территорий; 3) правительства иностранных государств и территорий, а также подчиненные им органы и учреждения (организации); 4) международные организации. Кроме того, иностранными инвесторами признаются китайские предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы вправе самостоятельно или совместно с китайскими инвесторами осуществлять инвестиции на территории КНР. К китайским инвесторам проект закона относит: 1) физические лица, обладающие гражданством Китая; 2) правительство КНР, а также подчиненные ему органы и учреждения (организации); 3) китайские предприятия, находящиеся под контролем граждан Китая или правительства КНР.

К иностранным инвестициям проект закона относит: 1) создание предприятий в КНР; 2) приобретение акций, долевого участия, имущественных долей, прав голосования или других аналогичных прав и интересов в китайских предприятиях; 3) предоставление долгосрочного финансирования китайским предприятиям, в которых иностранным инвесторам принадлежат имущественные права; 4) получение концессии на разведку и добычу природных ресурсов или концессии на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры в КНР; 5) приобретение прав пользования землей, права собственности на здания и помещения, других прав на недвижимое имущество в КНР; 6) получение контроля над китайскими предприятиями путем заключения договоров, трастовых соглашений и другими способами.

Получением контроля над китайскими предприятиями признается получение более 50% акций, долевого участия, имущественной доли, прав голосования или других аналогичных прав и интересов. Если прямое или косвенное участие в китайском предприятии не достигает 50%, получением контроля может признаваться: 1) способность прямо или косвенно назначать более половины членов совета директоров (наблюдательного совета) китайского предприятия; 2) возможность обеспечить получение более половины мест в совете директоров (наблюдательном совете) китайского предприятия; 3) способность оказывать существенное влияние на принятие решений собранием участников, общим собранием акционеров, советом директоров (наблюдательным советом). Кроме того, контроль над китайским предприятием может осуществляться через заключенные договоры, трастовые соглашения и другими способами.

Допуск иностранных инвестиций в ограничиваемые виды деятельности

По общему правилу иностранные инвесторы при осуществлении инвестиций пользуются национальным режимом. Вместе с тем, в соответствии с проектом Закона КНР «Об иностранных инвестициях» государство вправе вводить изъятия из национального режима и применять к иностранным инвестициям специальные ограничительные и запретительные меры.

Иностранные инвесторы не вправе осуществлять инвестиции в те виды деятельности, которые запрещены для иностранных инвестиций. Если выбранный вид деятельности ограничен для иностранных инвестиций или если общий объем капиталовложений в инвестиционный проект превышает установленный государством предел, в соответствии с проектом Закона КНР «Об иностранных инвестициях» иностранный инвестор для допуска к деятельности должен получить разрешение от компетентного государственного органа.

Для получения разрешения иностранный инвестор обязан подать заявление, в котором должны быть указаны: 1) основные сведения об инвесторе и его фактическом распорядителе; 2) основные сведения об инвестициях: сумма инвестиций, направление и регион осуществления инвестиций, способ инвестирования, распределение долей в проекте; 3) пояснение о соответствии проекта требованиям, предусмотренным ограничительными мерами; 4) пояснение о влиянии инвестиционного проекта на энергетику, инновации, занятость, экологию, безопасность производства, региональное и отраслевое развитие, платежный баланс; 5) пояснение о соответствии требованиям государственной безопасности и антимонопольного контроля; 6) подтверждение наличия у инвестора предварительных разрешений, если до подачи заявления инвестор обязан получит предварительное разрешение на реализацию проекта; 7) сведения об организационно-правовой форме и корпоративном управлении в предприятии с иностранными инвестициями, если осуществление инвестиций связано с созданием или преобразованием предприятия с иностранными инвестициями; 8) сведения для уведомления и вручения документов заявителю. При подаче заявления иностранный инвестор обязан представить документы, подтверждающие заявление, а также заверение о достоверности и полноте предоставленных документов. Компетентный государственный орган вправе потребовать от инвестора дополнительных документов, необходимых для рассмотрения заявления.

Компетентный государственный орган обязан проводить проверку заявления инвестора. Если в ходе проверки обнаружится, что инвестиционный проект создает или может создавать угрозу государственной безопасности, компетентный государственный орган обязан приостановить проверку и передать заявление для проведения проверки на соответствие требованиям государственной безопасности.

По общему правилу проверка заявления в соответствии с проектом Закона КНР «Об иностранных инвестициях» должна быть завершена в течение 30 рабочих дней. В особых случаях допускается продление проверки еще на 30 рабочих дней.

Проверка проекта на соответствие государственной безопасности

Проверка иностранных инвестиций на соответствие требованиям государственной безопасности в настоящее время в КНР проводится при осуществлении слияний и поглощений с участием иностранных инвесторов в соответствии с Уведомлением Канцелярии Государственного совета КНР «О создании системы проверки безопасности слияний и поглощений китайских предприятий иностранными инвесторами» и Положениями «О реализации системы проверки безопасности слияний и поглощений китайских предприятий иностранными инвесторами».

Проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» должен усовершенствовать систему проверки иностранных инвестиций на соответствие требованиям государственной безопасности. По результатам проверки допускается принятие одного из трех решений: 1) одобрение инвестиционного проекта; 2) одобрение инвестиционного проекта под условием; 3) отказ в одобрении инвестиционного проекта. В случае одобрения инвестиционного проекта под условием инвестор обязан выполнить условия, установленные решением компетентного государственного органа.

Представление сведений об инвестиционных проектах

В соответствии с проектом Закона КНР «Об иностранных инвестициях» КНР создаст систему представления сведений об инвестиционных проектах. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями обязаны представлять сведения, в том числе: 1) сведения об иностранном инвесторе: наименование, юридический адрес, место регистрации, фактический распорядитель, организационно-правовая форма, основной вид деятельности, способы связи и контактное лицо; 2) сведения об иностранных инвестициях: сумма капиталовложений, источники инвестиций, направление и регион инвестирования, сроки и способы осуществления инвестиций, распределение долей, сведения о наличии необходимых административных лицензий и разрешений; 3) сведения о предприятиях с иностранными инвестициями: наименование, юридический адрес, код организации, место регистрации, распределение долей в предприятии, объем капиталовложений, размер уставного капитала, фактический распорядитель, организационно-правовая форма, предмет деятельности, способы связи и контактное лицо. Кроме того, иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями будут обязаны представлять сведения в случае возникновении изменений в регистрационные данные и регулярную отчетность.

Юридическая ответственность

Проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» предлагает повысить ответственность за нарушения, допускаемые при осуществлении иностранных инвестиций. В случае осуществления иностранных инвестиций в виды деятельности, которые запрещены для иностранных инвесторов, компетентный государственный орган обязан издать предписание о прекращении реализации инвестиционного проекта, выходе иностранного инвестора из проекта в установленный срок, конфискации незаконно полученного дохода, а также наложить штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн. юаней жэньминьби или до 10% от общего объема капиталовложений.

В случае осуществления иностранных инвестиций в виды деятельности, которые ограничены для иностранных инвесторов, без необходимого разрешения, компетентный государственный орган обязан издать предписание о прекращении реализации инвестиционного проекта, выходе иностранного инвестора из проекта в установленный срок, конфискации незаконно полученного дохода, а также наложить штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн. юаней жэньминьби или до 10% от общего объема капиталовложений.

В случае предоставления заведомо ложных сведений при прохождении проверки на соответствие инвестиционного проекта требованиям государственной безопасности или невыполнения дополнительных условий реализации проекта, установленных решением по результатам данной проверки, компетентный государственный орган обязан издать предписание об устранении нарушений в установленный срок, наложить штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн. юаней жэньминьби или до 10% от общего объема капиталовложений, а также провести повторную проверку проекта.

В случае невыполнения правил предоставления сведений об инвестиционном проекте компетентный государственный орган обязан издать предписание об устранении нарушений в установленный срок; в случае невыполнения предписания или при наличии отягчающих обстоятельств – наложить штраф в размере от 50 тыс. до 500 тыс. юаней жэньминьби или до 5% от общего объема капиталовложений. При наличии особо отягчающих обстоятельств руководители предприятий могут быть привлечены к уголовной ответственности в форме краткосрочного ареста (до 6 месяцев) или лишения свободы на срок до 1 года.

Услуги по регистрации компаний с иностранным участием и представительств иностранных компаний в КНР.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии