Зарубежные инвестиции китайских компаний

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Последние несколько лет КНР является не только крупнейшим реципиентом, но одним из крупнейших доноров прямых иностранных инвестиций. В данной статье пойдет речь о государственном регулировании инвестиционной деятельности китайских организаций за рубежом.

Регулирование инвестиционной деятельности китайских организаций за рубежом в основном находится в компетенции Министерства коммерции КНР. Данное ведомство, во-первых, ведет работу по предварительному утверждению зарубежных инвестиционных проектов китайских компаний (вместе с Государственным комитетом по развитию и реформе КНР), а во-вторых, руководит и направляет инвестиционной деятельностью китайского бизнеса, информируя об условиях ведения бизнеса и поощряя инвестиции в определенные отрасли иностранных государств.

Предварительное утверждение зарубежных инвестиционных проектов

Предварительное утверждение зарубежных инвестиций китайских организаций осуществляется Государственным комитетом по развитию и реформе КНР и Министерством коммерции КНР. Получив разрешение на реализацию инвестиционного проекта за рубежом, китайский инвестор также должен пройти оформление процедур в органе валютного контроля (Государственное управление валютного контроля КНР) для перечисления за рубеж средств в иностранной валюте. Если инвестиции за рубеж осуществляются государственным предприятием, утверждение инвестиционного проекта также проводится Госкомитетом по управлению государственным имуществом.

К компетенции Государственного комитета по развитию и реформе относится утверждение зарубежных инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 300 млн. долл. в добывающем секторе или более 100 млн. долл. в остальных видах деятельности. Территориальные отделения комитета проводят утверждение всех остальных инвестиционных проектов.

В соответствии с действующими правилами (Правилами временного управления утверждением зарубежных инвестиционных проектов, Приказ Государственного комитета по развитию и реформе № 21-2004) решение об утверждении или отказе в утверждении должно быть принято в течение 20 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению. В случае положительного решения Государственного комитета по развитию и реформе инвестор переходит на следующий этап – получение разрешения в Министерстве коммерции КНР.

Предварительное утверждение зарубежных инвестиций китайских организаций осуществляется Министерством коммерции КНР и управлениями коммерции на местах в соответствии с Правилами управления зарубежными инвестициями (Приказ Министерства коммерции КНР № 5-2009). Действие этого документа распространяется на учреждение китайскими организациями предприятий нефинансового сектора за рубежом, вхождение в акционерный капитал этих предприятий или получение контроля над этими предприятиями. Китайские предприятия могут осуществлять зарубежные инвестиции, создавая новые предприятия или проводя сделки M&A с уже существующими.

В соответствии с Правилами перед осуществлением иностранных инвестиций китайская организация обязана получить предварительное утверждение в Министерстве коммерции КНР или местном управлении коммерции. К ведению Министерства коммерции КНР отнесено предварительное рассмотрение инвестиционных проектов и выдача разрешений, если реципиентом инвестиций является страна, не имеющая дипломатических отношений с КНР (т.е. страны, признающие Китайскую Республику), или страна из специального перечня Минкоммерции (сейчас в перечне Ирак и Тайвань).

Министерство коммерции КНР проводит рассмотрение заявлений и выдачу разрешений на участие китайского бизнеса в иностранных инвестиционных проектах, если общий объем капиталовложений китайской стороны в проекте превышает 100 000 000 долларов США. Кроме этого, к ведению Министерства коммерции КНР отнесено утверждение зарубежных инвестиционных проектов, затрагивающих интересы нескольких государств и (или) территорий, а также создание за рубежом специальных целевых компаний.

К ведению управлений коммерции провинциальной ступени и приравненных к ним (управления коммерции провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также управления коммерции городов центрального планирования и Управление коммерции Синьцзянской производственно-строительной корпорации) относится предварительное рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, в которых общий объем капиталовложений китайской стороны составляет от 10 000 000 до 100 000 000 долларов США, инвестиции китайских организаций в добычу полезных ископаемых и энергоресурсов, а также инвестиционных проектов, требующих поиска партнеров на территории КНР.

Остальные инвестиционные проекты утверждаются в упрощенном порядке: организация подает заявление на утверждение инвестиционного проекта в электронной форме, которое подлежит утверждению в течение трех рабочих дней при условии правильного заполнения и формального соответствия заявления требованиям.

Порядок утверждения инвестиционных проектов в управлениях коммерции

Для утверждения инвестиционного проекта в Министерстве коммерции КНР или местном управлении коммерции китайская организация обязана представить следующие документы:

  1. Заявление, в котором должны быть указаны: наименование, размер уставного капитала, объем капиталовложений, предмет деятельности, срок ведения деятельности иностранного предприятия, являющегося объектом инвестиций; пояснение об источниках капитала китайского предприятия, подробная информация о характере инвестиций, структура распределения акционерного капитала, оценка воздействия инвестиционного проекта на окружающую среду (экологическая экспертиза), а также заявление инвестора о том, что инвестиционный проект не относится к запрещенным Правилами.
  2. Копию Свидетельства о праве предпринимательской деятельности китайской организации (данный документ является свидетельством о государственной регистрации, выдаваемым при регистрации китайских предприятий в органах торгово-промышленной администрации).
  3. Устав, учредительный договор и (или) другие учредительные документы иностранного предприятия, являющегося объектом инвестиций.
  4. Документы, подтверждающие получение разрешения в соответствующих государственных органах или регистрацию в соответствующих государственных органах (в зависимости от инвестиционного проекта).
  5. При осуществлении инвестиций посредством слияния или поглощения дополнительно подается Форма отчетности по проведению слияния или поглощения за рубежом.
  6. Другие документы и материалы по требованию Министерства коммерции КНР или местного управления коммерции.

Все китайские организации (кроме тех, которые относятся к центральным предприятиям) подают документы управление коммерции провинциальной ступени, которое перенаправляет в Министерство коммерции КНР заявительные документы по тем проектам, утверждение которых находится в ведении министерства.

По всем инвестиционным проектам, утверждение которых находится в ведении Министерства коммерции КНР, а также по проектам инвестиций в добычу полезных ископаемых и энергоресурсов, обязателен запрос мнения торгово-экономического отдела дипломатического представительства (консульского учреждения) КНР в государстве-реципиенте китайских зарубежных инвестиций. В остальных случаях управления коммерции вправе направить такой запрос, хотя и не обязаны этого делать.

Торгово-экономический отдел при дипломатическом представительстве или консульском учреждении КНР обязан ответить на запрос, направив в течение 10 рабочих дней рекомендации, которые должны основываться на информации об уровне безопасности инвестиционной деятельности в стране-реципиенте и влиянии инвестиций на двусторонние политические и торгово-экономические связи.

При осуществлении инвестиций в добычу полезных ископаемых Министерство коммерции КНР или местное управление коммерции обязано запросить мнение соответствующей китайской торговой палаты или отраслевой ассоциации, которое учитывается при принятии решения.

Получив все необходимые рекомендации (если они необходимы), Минкоммерции КНР или местное управление коммерции проводит проверку заявительных документов и принимает решение об утверждении или отказе в утверждении инвестиционного проекта. В случае принятия положительного решения китайский участник может переходить на последний этап – получение разрешения в органах валютного контроля на перевод денежных средств за рубеж.

Отказ в утверждении инвестиционного проекта может быть обжалован в порядке административного пересмотра или в суд.

Требования к деятельности китайских предприятий за рубежом

Правила управления зарубежными инвестициями также предусматривают определенные требования к деятельности китайских инвесторов за рубежом.

Во-первых, китайские инвесторы не вправе использовать в наименовании своих иностранных предприятий слова «КНР», «Китай», «китайский» или «государственный».

Во-вторых, на китайских инвесторов возлагается обязанность объективно оценивать собственные возможности (цитата) и инвестиционный климат государства-реципиента, соблюдать при ведении деятельности законодательство КНР и государства-реципиента.

В-третьих, китайские предприятия обязаны создать систему управления рисками, позволяющую обеспечить безопасность жизни и имущества своих сотрудников, и следовать указаниям посольства или консульства КНР по месту нахождения при возникновении чрезвычайной ситуации. Лица, представляющие китайскую сторону в иностранном предприятии, обязаны встать на консульский учет по месту пребывания.

Стоит упомянуть, что с 1 мая 2011 г. подкуп иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций в КНР преследуется по уголовной ответственности. В соответствии со статьей 164 УК КНР дача взятки этим лицам в крупном размере наказывается краткосрочным арестом или лишением свободы на срок до 3 лет; в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и уголовным штрафом.

Статистика инвестиционной деятельности китайских предприятий

Министерство коммерции КНР ежегодно публикует статистический отчет о прямых зарубежных инвестициях китайских предприятий. Последний отчет был опубликован в конце августа 2012 г. и содержит сведения об инвестиционной деятельности китайских предприятий за 2011 г.

В 2011 г. общий объем китайских инвестиций за рубеж составил 74,6 млрд. долл. США (шестое место в мире). Статистика по странам и регионам: китайские инвестиции в страны ЕС составили 7 561 млн. долл. США (рост на 26,8%), в страны АСЕАН – 5 905 млн. долл. США (рост на 34,1%), в Австралии – 3 165 млн. долл. США (рост на 86%), в США – 1 811 млн. долл. США (рост на 38,5%), в России – 716 млн. долл. США (рост на 26,1%).

К концу 2011 г. за время статистического наблюдения более 13,5 тыс. китайских инвесторов создали за рубежом около 18 тыс. иностранных предприятий в 177 странах и регионах мира. Общий объем накопленных зарубежных инвестиций китайских предприятий на конец 2011 г. составил 424,78 млрд. долл. США. По объему накопленных зарубежных ПИИ Китай поднялся на 13 место в мире (на четыре места вверх в сравнении с предыдущим годом).

Значительная часть китайских инвестиций (около 60%) направляется в офшорные юрисдикции и юрисдикции с особым режимом налогообложения. Среди основных: Гонконг, Люксембург, Британские Виргинские острова и Каймановы острова.

Оценка инвестиционного климата иностранных государств

С 2009 г. Министерство коммерции КНР публикует справочники об иностранных государствах, которые китайские инвесторы могут использовать в качестве руководства для оценки инвестиционного климата страны-реципиенты. Справочники содержат информацию о политической системе, социально-экономическом положении в стране-реципиенте, уровне развития инфраструктуры, размере внутреннего рынка, себестоимости ведения производственной деятельности, нормативно-правовом регулировании инвестиционной деятельности в стране-реципиенте.

Сейчас справочники изданы о большинстве стран, включая и Россию.

Справочник называет запрещенные для иностранных инвестиций виды деятельности в РФ (игорное дело, страхование жизни) и ограниченные для иностранных инвестиций виды деятельности (в соответствии с N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

Поощряемыми в России видами деятельности справочник называет добычу нефти, природного газа, угля, деревообработку, производство строительных материалов, строительство, транспорт и коммуникации, пищевую промышленность, производство автомобилей и текстиля.

В разделе о нормативно-правовом регулировании содержится информация о регулировании внешнеэкономической деятельности, таможенном регулировании, налогообложении и порядке уплаты налогов, трудовом законодательстве и условиях приема на работу иностранных граждан, законодательстве об охране окружающей среды.

Приоритетные отрасли для китайских инвестиций

Виды деятельности за рубежом, приоритетные для китайских инвесторов, определены тремя документами Министерства коммерции КНР и МИД КНР. Китайские инвесторы, осуществляющие инвестиции в приоритетные отрасли, могут рассчитывать на содействие государства в вопросах перевода капитала, валютного контроля, налогообложения, таможенного оформления, пограничного контроля.

Для каждого из иностранных государств Министерство коммерции КНР и МИД КНР устанавливает отдельный перечень приоритетных отраслей. Стоит перечислить отрасли, которые названы приоритетными для китайских инвесторов в России и окружающих странах.

Приоритетными отраслями для инвестирования в России являются заготовка леса, выращивание овощей и фруктов; добыча нефти и природного газа, добыча угля, железной руды, медной руды, бокситов, никелевой руды, свинцово-цинковых руд и других полезных ископаемых; производство печатного оборудования, производство компьютеров, телевизоров, электронного и телекоммуникационного оборудования, переработка леса и производство мебели, производство текстиля и одежды, производство бумаги, табачных изделий, пластмасс, строительство водных судов и других транспортных средств; торговля и дистрибуция, телекоммуникационные услуги, транспортные услуги, услуги в сфере общественного питания, строительства, туризма, образования, медицины, финансовые услуги и услуги в сфере информационных технологий.

В Беларуси приоритетными отраслями являются выращивание овощей и фруктов, животноводство; калий; пищевая промышленность, деревообработка, производство изделий из кожи, производство телекоммуникационного оборудования, компьютеров и другого электронного оборудования; торговля и услуги в сфере информационных технологий.

В Украине приоритетными отраслями являются выращивание овощей и фруктов; добыча железной руды и угля; бумажно-целлюлозная промышленность, сталелитейная промышленность, строительство водных судов и других транспортных средств, химическая промышленность; торговля, дистрибуция и строительство.

Приоритетными отраслями для китайских инвесторов в Казахстане являются добыча нефти и природного газа, добыча бокситов, железной руды, медной руды; производство оборудования, производство автомобилей, мотоциклов, велосипедов и других транспортных средств, производство пластмасс, табачных изделий, пищевая промышленность; торговля и дистрибуция, транспортные услуги, телекоммуникационные услуги, услуги в сфере строительства.

Приоритетными отраслями для инвестирования в Киргизии являются добыча золотой руды и угля; производство бумаги, переработка продукции сельского хозяйства, производство напитков, пластмасс; телекоммуникационные услуги и услуги в сфере информационных технологий.

Приоритетными отраслями для китайских инвестиций в Узбекистане являются добыча нефти и природного газа; производство оборудования, текстиля, химическая промышленность; создание объектов капитальной инфраструктуры.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора
  • Pingback: Приоритетные отрасли для китайских инвесторов в Европе | CNLegal.ru: Блог о законодательстве Китая()

  • kindaevanastya

    Здравствуйте! Этот материал показался мне очень интересным. Я исследую сейчас эту тему, есть ли у вас ещё какая-либо информация по китайским инвестицииям в России? Спасибо.

    • Pavel Bazhanov

      Добрый день! Это информация 2012 г. Сейчас она немного устарела: появились упрощенные правила инвестирования средств за рубежом для китайских компаний.

      На русском языке актуальной информации на эту тему я пока не видел.

      • kindaevanastya

        А на китайском или английском языках?

  • Sergey Tolstopyatov

    At present big social problem in the world is death from stroke. We have developed new electronic device (patent of Ukraine) for individual prevention of stroke in 80% of hypertensive patients. Now we need to have investor for industrial production it. Thanks. Author___S. Tolstopyatov, MD., Ph.D. (Kiev, Ukraine)