Закон КНР «О безопасности продуктов питания»: краткий обзор

28 февраля 2009 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей КНР принял Закон КНР «О безопасности продуктов питания», определяющий основные правила государственного контроля за качеством продуктов питания, принятия стандартов качества, производства и реализации товаров питания. Закон вступил в силу с 1 июня 2009 г. и заменил действующий Закон КНР «О гигиене продуктов питания».

Закон состоит из 10 глав (общие положения; мониторинг и оценка рисков в безопасности продуктов питания; стандарты безопасности продуктов питания; производственная и другая предпринимательская деятельности в сфере продуктов питания; экспертиза продуктов питания; экспорт и импорт продуктов питания; расследование происшествий в сфере продуктов питания; контрольная деятельность; юридическая ответственность; дополнительные положения), разделенных на 104 статьи. Закон КНР «О безопасности продуктов питания» регулирует различные аспекты государственного управления и предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности.

Сфера действия Закона КНР «О безопасности продуктов питания» распространяется на: 1) производство и переработку продуктов питания, реализацию и хранение продуктов питания, оказание услуг общественного питания; 2) производство и реализацию пищевых добавок; 3) производство и реализацию используемых в пищевой промышленности упаковочных материалов, моющих и дезинфицирующих средств, а также инструментов и оборудования, используемых в производстве и другой предпринимательской деятельности, связанной с продуктами питания («сопутствующих товаров»); 4) использование пищевых добавок и сопутствующих товаров в производстве продуктов питания; 5) государственный контроль за безопасностью продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров. Закон не распространяется на сельскохозяйственные продукты первичной обработки, качество и безопасность которых регулируется отдельным законом (Закон КНР «О качестве и безопасности сельскохозяйственной продукции»); при этом стандарты качества и раскрытие информации о безопасности сельскохозяйственных продуктов должны осуществляться в соответствии с новым законом.

Для координирования работы Государственный совет КНР создает специальную Комиссию по безопасности продуктов питания, Основная работа по обеспечению безопасности продуктов питания, оценке рисков, разработке стандартов качества, раскрытию информации, определение условий допуска организаций к оказанию услуг экспертизы продуктов питания, расследованию значимых происшествий возлагается на Министерство здравоохранения КНР.

Государственный контроль в области производства, хранения, реализации продуктов питания, оказания услуг общественного питания осуществляют Главное государственное управление торгово-промышленной администрации КНР, Главное государственное управление по контролю качества продуктов питания и медикаментов КНР и Главное государственное управлению по контролю качества, инспекции и карантину КНР в пределах своих полномочий.

На местном уровне местные народные правительства уездной ступени и выше руководят, организуют и координируют контроль за безопасностью продуктов питания в пределах подведомственной территории, руководят работой по реагированию в случае возникновения происшествий, создают и совершенствуют систему ответственности, оценки и аттестации работы контролирующих органов.

Для исполнения закона местные народные правительства обязаны распределить полномочия по контролю за безопасностью продуктов питания на местах должны быть распределены между органами здравоохранения, сельского хозяйства, контроля качества, торгово-промышленной администрации, контроля качества продуктов питания и медикаментов, созданных при народных правительствах. Данные органы осуществляют контроль за безопасностью продуктов питания на подведомственной территории в пределах своих полномочий.

Содействовать государственным органам в обеспечении безопасности продуктов питания обязаны саморегулируемые и отраслевые организации. Физические лица и организации вправе информировать государственные органы о нарушениях, допущенных в сфере безопасности продуктов питания.

Система мониторинга и оценки рисков в безопасности продуктов питания

Одной из основных причин принятия Закона КНР «О безопасности продуктов питания» является ряд резонансных происшествий, показавших низкое качество продуктов питания, реализуемых в стране. Поэтому одной из важнейших задач нового закона является мониторинг ситуации и оценка рисков для борьбы с возникновением происшествий в сфере безопасности продуктов питания.

В соответствии с Законом КНР «О безопасности продуктов питания» государственные органы обязаны создать систему мониторинга рисков, имеющих отношение к продуктам питания, отслеживания случаев заболевания граждан, вызванных приемом в пищу некачественных продуктов питания, а также превышения предельных показателей вредных веществ в продуктах питания. Министерство здравоохранения КНР совместно с другими ведомствами Госсовета обязано разрабатывать и реализовывать общегосударственный план мониторинга рисков, на основе которое управления здравоохранения в регионах разрабатывают и реализовывают региональные планы мониторинга для отдельных провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.

Все остальные ведомства Госсовета обязаны содействовать Министерству здравоохранения КНР в работе и передавать сведения, касающиеся безопасности продуктов питания. После получения сведений Министерство здравоохранения КНР обязано проверить их достоверность и по результатам проверки включить в общегосударственный план мониторинга.

Система оценки рисков позволяет оценить, какой потенциальный вред могут составлять для продуктов питания и пищевых добавок биологические, химические и физические источники опасности. Для оценки рисков Министерство здравоохранения КНР обязано создать комиссию из экспертов в области медицины, сельского хозяйства, продуктов питания, диетологии. Комиссия проводит оценку рисков, имеющих отношение к безопасности продуктов питания, а также участвует в оценке безопасности пестицидов, удобрений, регуляторов роста, ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок. Оценка рисков должна осуществляться в соответствии с научной методологией на основе информации, полученной в результате мониторинга рисков, а также научной и другой имеющей отношение информации.

Результаты оценки рисков в соответствии с Законом КНР «О безопасности продуктов питания» являются основаниями для разработки новых и внесения изменений в уже существующие стандарты качества продуктов питания и осуществления государственного контроля за безопасностью продуктов питания. Если в результате оценки риска вынесено заключение об опасности продукта, Главное государственное управление по контролю качества, инспекции и карантину КНР, Главное государственное управление торгово-промышленной администрации КНР и Государственное управлению по контролю качества продуктов питания и медикаментов КНР обязаны предпринять необходимые меры для прекращения производства и изъятия из оборота опасных продуктов, а также проинформировать потребителей. При необходимости внесения изменений в стандарты качества Министерство здравоохранения КНР обязано незамедлительно внести соответствующие изменения.

Стандарты качества продуктов питания

Разработка и внесение изменений в стандарты качества продуктов питания находится в ведении Министерства здравоохранения КНР. Ограничения содержания пестицидов и ветеринарных препаратов, а также методы и порядок проведения экспертизы продуктов питания определяются Министерством здравоохранения КНР совместно с Министерством сельского хозяйства КНР.

Государственные стандарты качества продуктов питания являются обязательными для исполнения и не могут быть заменены другими правовыми документами. Стандарты качества должны определять: 1) предельные нормы содержания патогенных микроорганизмов, пестицидов, ветеринарных препаратов, тяжелых металлов, загрязнителей и других вредных для здоровья веществ в продуктах питания; 2) виды, сферу применения и предельное количество пищевых добавок; 3) требования к составу продуктов питания, предназначенных для детей и других особых групп населения; 4) требования к маркировке, обозначениям и инструкциям по применению, имеющих отношение к безопасности продуктов питания и их питательной ценности; 5) требования к качеству, имеющие отношение к безопасности продуктов питания; 6) санитарно-гигиенические требования к процессу производства или ведения другой деятельности, имеющей отношение к продуктам питания; 7) методы и порядок проведения экспертизы продуктов питания.

После принятия Закона КНР «О безопасности продуктов питания» Министерство здравоохранения КНР обязано приступить к разработке новых стандартов качества продуктов питания, основанных на ныне действующих стандартах качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, санитарных стандартах продуктов питания, отраслевых стандартов и других правил. До принятия новых стандартов качества продуктов питания предприниматели вправе использовать ныне действующие стандарты.

Для разработки государственных стандартов качества продуктов питания Министерство здравоохранения КНР обязано создать комиссию по экспертизе государственных стандартов, которая должна состоять из экспертов в области здравоохранения, сельского хозяйства, диетологии, продуктов питания и представителей государственных органов. Одобрение проекта стандарта комиссией является обязательным этапом при разработке и принятии нового стандарта качества продуктов питания.

При отсутствии государственного стандарта качества в отношении какого-либо продукта питания или пищевой добавки Закон КНР «О безопасности продуктов питания» допускает разработку региональных стандартов. Региональные стандарты разрабатываются и принимаются управлениями здравоохранения народных правительств провинциальной ступени (провинция, автономный район, город центрального подчинения) и подается в Министерство здравоохранения КНР для регистрации.

При отсутствии государственных и региональных стандартов качества предприятие обязано принять стандарт качества, действующий на предприятии. Данный стандарт подается для регистрации в управление здравоохранения народного правительства провинциальной ступени и является обязательным для применения на принявшем стандарт предприятии.

Производство и реализация продуктов питания

Закон КНР «О безопасности продуктов питания» вводит новые виды лицензий: лицензия на производство продуктов питания, лицензия на оборот продуктов питания и лицензия на оказание услуг общественного питания. Данные лицензии заменят ныне существующие санитарно-гигиенические лицензии. Отдельно будет осуществляться лицензирование производства пищевых добавок.

Лицензия на производство продуктов питания необходима для предприятий-производителей продуктов питания. Лицензия на оборот продуктов питания необходима для реализации, хранения и ведения другой предпринимательской деятельности, имеющей отношение к продуктам питания, за исключением: 1) производителей продуктов питания, имеющих лицензию на производство продуктов питания и реализующих продукты питания собственного производства по месту ведения деятельности; 2) предприятий общественного питания, имеющих лицензию на оказание услуг общественного питания и реализующих продукты питания собственного производства по месту ведения деятельности; 3) крестьян, реализующих сельскохозяйственную продукцию собственного производства. Лицензия на оказание услуг общественного питания обязательна для всех предприятий, оказывающих данные услуги.

Для получения лицензии предприятие обязано соответствовать основным требованиям, предусмотренным законом: 1) наличие помещений необходимого размера для обработки сырья и изготовления продуктов питания, которые сопоставимы с количеством и ассортиментом продуктов питания; 2) наличие оборудования для производства или ведения другой предпринимательской деятельности, имеющей отношение к продуктам питания, в количестве сопоставимым с количеством и ассортиментом продуктов питания; 3) наличие необходимого оборудования для дезинфекции, канализации, вентиляции, защиты от паразитов, проникновения пыли, оборудования очистки сточных вод и утилизации отходов; 4) наличие необходимого количества технических и руководящих сотрудников, обладающих знаниям по обеспечению безопасности продуктов питания, а также системы внутренних правил по обеспечению безопасности продуктов питания; 5) рациональное расположение оборудования для предотвращения загрязнения готовой продукции и сырья для изготовления продуктов питания – для производителей продуктов питания; 6) обеспечение чистоты помещений и столовых приборов, емкостей для готовой пищи – для предприятий общественного питания; 7) обеспечение безопасности емкостей для хранения, перевозки, погрузки и разгрузки продуктов питания; 8) наличие мелкой упаковки для готовой пищи; 8) обеспечение личной гигиены сотрудников; 9) использование воды, соответствующей государственным стандартам для питьевой воды; 10) использование моющих и дезинфицирующих средств, которые являются безопасными и безвредными для человека; 11) соответствие другим требованиям, предусмотренным законодательством. Подробные правила выдачи лицензий будут определены подзаконными актами.

Закон КНР «О безопасности продуктов питания» запрещает реализацию продуктов питания, которые: 1) произведены с использованием непищевого сырья, содержат химические или другие потенциально вредные вещества или произведены из сырья, полученного в результате повторного использования отозванных продуктов питания; 2) содержат болезнетворные организмы, пестициды, ветеринарные препараты, тяжелые металлы, загрязнители в превышение предельных норм; 3) испортились или изменили основные качественные характеристики, содержат продукты распада масел или жиров, поражены насекомыми, содержат инородные примеси и предметы, вызывают отторжение органами чувств; 4) изготовлены из мяса птицы, скота, аквакультур, погибших в результате болезни, заражения или по неизвестным причинам. Запрещается реализация продуктов питания с истекшим сроком годности, продуктов питания без маркировки, а также продуктов питания, на производство и реализацию которых действует запрет.

Производители и другие участники предпринимательской деятельности, связанной с продуктами питания, обязаны контролировать состояние здоровья работников. Работники, страдающие дизентерией, тифом, вирусной формой гепатита или другими заболеваниями пищеварительной системы или больные активной формой туберкулеза, дерматологическими заболеваниями и другие болезнями, которые могут создавать угрозу для безопасности продуктов питания, не могут быть поставлены на работу, которая связана с непосредственным контактом с готовой пищей. Работники предприятий обязаны ежегодно проходить проверку здоровья.

При закупке сырья для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров производители продуктов питания обязаны проверить лицензию поставщика товаров и документы, подтверждающие соответствии поставляемых товаров требованиям к качеству. При отсутствии документов, подтверждающих соответствие требованиям к качеству, поставщик обязан проверить поставляемые товары на соответствие стандартам качества продуктов питания. Закон КНР «О безопасности продуктов питания» запрещает приобретение и использование сырья для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым стандартами качества.

Кроме того, производители продуктов питания обязаны создать систему проверки и учета поступающего сырья для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров и достоверно фиксировать наименования, характеристики, количество сырья для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров, наименования и контакты поставщиков, дату поступления товаров. Срок хранения сведений о поступающих товарах должен составлять не менее 2 лет.

При приобретении продуктов питания предприниматели обязаны проверить лицензию поставщика и документы, подтверждающие соответствие продуктов питания требованиям к качеству. Кроме того, предприниматели обязаны создать систему проверки и учета поступающих продуктов питания, а также достоверно фиксировать наименования, характеристики, количество, номера партий, сроки хранения продуктов питания, наименования и контакты поставщиков, даты поступления товаров. Срок хранения сведений о поступающих продуктах питания должен составлять не менее 2 лет.

В соответствии с Законом КНР «О безопасности продуктов питания» производство пищевых добавок в Китае подлежит лицензированию. Условия и порядок получения лицензий на производство пищевых добавок должны соответствовать правилам выдачи лицензий на производство промышленной продукции.

Экспертиза продуктов питания

Экспертиза продуктов питания в соответствии с Законом КНР «О безопасности продуктов питания» должна проводиться независимыми экспертными организациями. Условия выдачи лицензий на оказание услуг экспертизы продуктов питания и требования к экспертизе определяются Министерством здравоохранения КНР.

При получении задания на проведение экспертизы продуктов питания экспертная организация самостоятельно выбирает эксперта, проводящего экспертизу. Эксперт обязан проводить экспертизу в соответствии с законодательством, стандартами качества продуктов питания и методикой проведения экспертизы, следуя научному знанию и соблюдая профессиональную этику. Эксперт обязан обеспечить объективность и справедливость экспертизы и экспертного заключения. Ответственность за выданные экспертные заключения несут независимые экспертные организации и лично эксперты.

В отличие от ранее действовавших правил государственные органы не вправе освобождать от проведения экспертизы продукцию отдельных предприятий. Управления здравоохранения обязаны регулярно и нерегулярно проводить выборочные проверки и организовывать проведение экспертизы продуктов питания.

Экспорт и импорт продуктов питания

Ввозимые в КНР продукты питания должны соответствовать государственным стандартам качества КНР, а также проходить проверку качества в органах инспекции и карантина. Таможенные органы вправе оформить выпуск продуктов питания только после признания данных продуктов соответствующими требованиям к качеству.

При ввозе в КНР продуктов питания, в отношении которых государственные стандарты качества не приняты, а также при первом ввозе в КНР новых пищевых добавок и сопутствующих товаров импортер обязан обратиться с заявлением в Министерство здравоохранения КНР и представить материалы, необходимые для оценки безопасности ввозимого товара.

Министерство здравоохранения КНР обязано провести проверку материалов в течение 60 дней со дня получения заявления. После проведения проверки министерство принимает решение о предоставлении разрешения на ввоз или запрете ввоза соответствующих товаров, а также решение о необходимости принять новый стандарт качества.

Кроме того, закон требует от зарубежных производителей продуктов питания и экспортеров продуктов питания, которые ввозятся на территорию КНР, регистрации в Главном государственном управлении по контролю качества, инспекции и карантину КНР. Перечни зарегистрированных производителей и экспортеров регулярно публикуются данным ведомством.

Ввозимые в КНР продукты питания зарубежного производства должны иметь маркировку на китайском языке, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством КНР. Импорт упакованных продуктов питания без маркировки на китайском языке или с маркировкой, которая не соответствует законодательству КНР, запрещается.

При экспорте продуктов питания за рубеж обязательна проверка качества. Производители продуктов питания, экспортируемых в зарубежные страны, а также производители растительного и животного сырья, используемого в производстве экспортируемых продуктов питания, должны пройти регистрацию в Главном государственном управлении по контролю качества, инспекции и карантину КНР.

Юридическая ответственность

Закон КНР «О безопасности продуктов питания» определяет юридическую ответственность за нарушения при производстве, реализации и ведении другой деятельности, имеющей отношение к безопасности продуктов питания.

Во-первых, в случае производства или реализации продуктов питания, производства пищевых добавок без лицензии, государственные органы обязаны конфисковать незаконно полученный доход, изъять незаконно произведенные продукты питания, пищевые добавки, а также используемые для незаконного производства оборудование и сырье. Если стоимость незаконно произведенных продуктов питания и пищевых добавок составляет менее 10 000 юаней жэньминьби, на производителя будет наложен штраф в размере от 2 000 до 50 000 юаней жэньминьби; если стоимость незаконно произведенных продуктов питания и пищевых добавок превышает 10 000 юаней жэньминьби – применяется штраф в размере от 5-кратной до 10-кратной стоимости незаконно произведенной продукции.

Во-вторых, в случае использования в производстве веществ, причиняющих вред здоровью, производства продуктов питания с превышением предельной нормы содержания вредных веществ, реализации некачественных продуктов питания, продуктов питания с истекшим сроком годности, использования новых видов сырья, пищевых добавок и сопутствующих материалов, которые не прошли оценку безопасности, государственные органы обязаны конфисковать незаконно полученный доход, изъять незаконно произведенные продукты питания, пищевые добавки, а также используемые для незаконного производства оборудование и сырье. Если стоимость незаконно произведенных продуктов питания и пищевых добавок составляет менее 10 000 юаней жэньминьби, на производителя будет наложен штраф в размере от 2 000 до 50 000 юаней жэньминьби; если стоимость незаконно произведенных продуктов питания и пищевых добавок превышает 10 000 юаней жэньминьби – применяется штраф в размере от 5-кратной до 10-кратной стоимости незаконно произведенной продукции. При наличии отягчающих обстоятельств соответствующая лицензия предприятия (лицензия на производство продуктов питания, лицензия на оборот продуктов питания, лицензия на производство пищевых добавок, лицензия на оказание услуг общественного питания) должна быть аннулирована.

В-третьих, в случае нарушения правил проверки и учета поступающего сырья или продуктов питания, отказа от экспертизы приобретаемого сырья для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих материалов, невыполнение обязанности по регистрации стандартов предприятия или проверке лицензий и документов у поставщиков, государственные органы обязаны издать предписание об устранении нарушений и вынести предупреждение; если предписание не исполнено – наложить штраф в размере 2 000 до 20 000 юаней жэньминьби. При наличии отягчающих обстоятельств государственные органы обязаны издать предписание о прекращении производства и аннулировании у предприятия лицензии.

Если лицензия предприятия аннулируется, руководители предприятия лишаются права занимать руководящие должности в других предприятиях, занимающихся производство, реализацией, перевозкой продуктов питания или оказывающих услуги общественного питания. Срок дисквалификации руководителей составляет 5 лет.

Кроме того, Закон КНР «О безопасности продуктов питания» предусматривает ответственность организаций экспертизы за предоставление подложных экспертных заключений, ответственность предпринимателей за недостоверную информацию в рекламе продуктов питания, ответственность отраслевых ассоциаций и ассоциаций потребителей за продвижение продуктов питания отдельных производителей, а также ответственность служащих государственных органов за невыполнение служебных обязанностей, злоупотребление полномочиями или использование служебного положения в личных целях.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребитель вправе требовать возмещения причиненного вреда. Если причинение вреда вызвано производством или реализацией продуктов питания, которые не соответствуют государственным стандартам качества, потребитель помимо возмещения вреда вправе требовать от производителя или продавца в 10-кратном размере от стоимости продукции.

Заключение

Закон КНР «О безопасности продуктов питания» вступил в силу с 1 июля 2009 г.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии