Регулирование электронной коммерции в Китае

31 мая 2010 г. Главное государственное управление торгово-промышленной администрации КНР (ГГУТПА КНР) опубликовало Временные правила регулирования сетевой торговли товарами и оказанием соответствующих услуг (Приказ ГГУТПА КНР № 49-2010) (далее — Правила), призванные упорядочить деятельность в сфере электронной коммерции. Правила вступили в силу с 1 июля 2010 г.

Правила устанавливают обязанности поставщиков товаров и услуг, торговых площадок в интернете, порядок осуществления государственного контроля в сфере электронной коммерции и предусматривают юридическую ответственность интернет-предпринимателей.

Обязанности поставщиков товаров и услуг

С 1 июля 2010 г. поставщики товаров и услуг в интернет, имеющие регистрацию в органах торгово-промышленной администрации (это — юридические лица, организации без образования юридического лица и индивидуальные торгово-промышленные хозяйства), обязаны разместить сведения о регистрации на заметном месте главной страницы своего интернет-сайта или страницы на торговой площадке, при помощи которой они осуществляют реализацию товаров и услуг в интернете (например, страницы на Таобао). Сведения о регистрации могут представлять собой ссылку на фотокопию основного регистрационного документа (Свидетельства о праве предпринимательской деятельности) или сведения, содержащиеся в данном документе (т.е. наименование организации, законный представитель или основное ответственное лицо, дата регистрации, уставный капитал, оплаченный капитал и др.).

Физические лица, которые не имеют регистрации в органах торгово-промышленной администрации (не зарегистрированные в качестве индивидуального торгово-промышленного хозяйства), обязаны сообщить торговой площадке, на которой находится их страница, достоверную информацию об их имени и фамилии и адресе.

При продаже товаров или оказании услуг поставщики товаров и услуг обязаны предварительно сообщить покупателю наименование, вид, количество, стоимость товара или услуги и сведения о качестве товаров и услуг, способе доставки, способе оплаты, обмена или возврата товаров. При реализации товаров и услуг в интернете не должны нарушаться правила, установленные Законом КНР «О защите прав потребителей» и Законом КНР «О качестве продукции».

Договоры купли-продажи товаров и договоры оказания услуг в цифровой форме, предлагаемые поставщиками товаров и услуг, должны отвечать положениям Закона КНР «О договорах» и других законов и подзаконных актов, определять права и обязанности сторон в соответствии с принципом справедливости, а также обращать внимание потребителя на существенные условия договора, связанные с его правами (например, путем особого выделения данных условий в тексте). По требованию потребителя поставщик товаров или услуг обязан пояснить содержание условий, касающихся прав потребителя. Договор не может содержать условия, освобождающие поставщика товаров и услуг от установленных законом обязанностей, уменьшать степень его ответственности или ограничивать основные права потребителя.

Поставщики товаров и услуг обязаны по требованию потребителей выдавать документы, подтверждающие факт оплаты товара или услуги. Данные документы должны соответствовать требованиям законодательства или торговым обычаям; при согласии потребителя допускается выдача документа в цифровой форме. Подтверждение оплаты товара или услуги, выданное в цифровой форме, в соответствии с Правилами может быть основанием для обращения потребителя с жалобой на нарушение законодательство о правах потребителя.

На поставщиков товаров и услуг возлагается ответственность за хранение пользовательской информации и ее обоснованное использование. Информация о пользователях должна храниться в течение ограниченного периода времени и уничтожаться по его истечению. Сбор информации, не имеющей отношения к реализации товаров и услуг, необоснованное использование, раскрытие и передача данной информации запрещены.

Кроме того, Правила еще раз подчеркивают, что электронная торговля не может осуществляться с нарушениями прав на товарные знаки и фирменные наименования или правил справедливой конкуренции и рекламы. Поэтому поставщики товаров и услуг в интернет обязаны соблюдать положения Закона КНР «О товарных знаках», «Правил регистрации наименований предприятий», Закона КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» и Закона КНР «О рекламе». Нарушение прав на средства индивидуализации предприятий, товаров и услуг, а также использование различного рода средств для причинения вреда деловой репутации других поставщиков запрещены.

Обязанности торговых площадок в интернете (интернет-сайтов для электронной коммерции)

Организации, оказывающие услуги по осуществлению реализации товаров и услуг в интернет (далее — торговые площадки), обязаны проверять документы, подтверждающие правовое положения поставщиков товаров и услуг. Если поставщик обязан зарегистрироваться в органах торгово-промышленной администрации (т.е. поставщик является компанией, организацией без образования юридического лица, индивидуальным торгово-промышленным хозяйством), торговая площадка обязана проверить его данные и зарегистрировать его на основании данных торгово-промышленной регистрации.

Если поставщик не имеет регистрации в органах торгово-промышленной администрации (является физическим лицом), торговая площадка обязана зарегистрировать его на основании достоверных сведений об имени и фамилии, а также разместить на его странице обозначение, подтверждающее верификацию сведений о данном поставщике. При регистрации торговая площадка обязана направить поставщику товаров и услуг договор регистрации с информацией об обязанностях и ответственности поставщика.

Торговые площадки обязаны заключить с поставщиками товаров и услуг договоры, определяющие порядок допуска к торговле и прекращения деятельности, обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, а также права, обязанность и ответственность сторон договора. Кроме того, торговые площадки обязаны разработать систему правил осуществления сделок, включая правила проведения платежных операций, обеспечения безопасности платежных операций и защиты прав потребителей. Система правил осуществления сделок должна быть размещена на интернет-сайте и доступна для ознакомления и скачивания пользователями.

В случае обнаружения нарушений торговые площадки обязаны информировать о правонарушении органы торгово-промышленной администрации, своевременно предпринимать меры противодействия правонарушению, а при необходимости — прекратить оказание услуг для правонарушителя. Кроме того, торговые площадки обязаны содействовать органам торгово-промышленной администрации в проведении проверок по выявлению противоправной деятельности и предоставлять данным органам данные и истории операций правонарушителей.

На торговые площадки возлагается ответственность за сохранение конфиденциальности персональных данных потребителей и коммерческой тайны поставщиков товаров и услуг. Без согласия пользователей и поставщиков товаров и услуг запрещено раскрытие, передача или продажа данных участников сделок, истории операций, а также сведений, составляющих коммерческую тайну или тайну частной жизни.

В целях защиты прав потребителей торговые площадки обязаны создать механизм разрешения конфликтных ситуаций. В случае возникновения спора или при нарушении прав потребителя торговая площадка обязана выдать потребителю регистрационные данные поставщика товаров и услуг, а также активно содействовать потребителю в защите его прав и законных интересов.

Срок хранения данных пользователей в соответствии с Правилами должен составлять не менее 2 лет с момента удаления регистрации с сайта. Срок хранения данных о сделках должен составлять не менее 2 лет с момента совершения сделки. На торговые площадки возлагается ответственность за обеспечение безопасности и полноты всех данных.

Государственный контроль в сфере электронной коммерции

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере электронной коммерции осуществляют органы торгово-промышленной администрации. В целях совершенствования контроля данные органы должны создать систему оценки кредитоспособности, в которую вносятся сведения о результатах проверок и разбирательств по фактам нарушений законодательства. На основании оценки кредитоспособности органа торгово-промышленной администрации вводят классификацию предпринимателей в сфере электронной коммерции.

При особо значимых правонарушениях органы торгово-промышленной администрации вправе обратиться в управление по телекоммуникациям по месту нахождения интернет-сайта с представлением о вынесении предписания о временном отключении или закрытии интернет-сайта.

Юридическая ответственность

Органы торгово-промышленной администрации могут вынести предупреждение, издать предписание об устранении нарушений в установленный срок за невыполнение организациями-поставщиками товаров и услуг обязанности по размещению на сайте данных о торгово-промышленной регистрации, невыполнение торговыми площадками обязанности по содействию в проведении проверок и хранению данных; в случае невыполнения предписания органы торгово-промышленной администрации вправе наложить штраф в размере до 10 000 юаней жэньминьби (приблизительно 50 тыс. рублей).

Органы торгово-промышленной администрации издают предписание об устранении нарушений в установленный срок в случае невыполнения торговой площадкой обязанности по проверке правового положения поставщиков товаров и услуг; в случае невыполнения предписания на торговую площадку может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 юаней жэньминьби (приблизительно от 50 до 150 тыс. рублей).

Вступление в силу

Временные правила регулирования сетевой торговли товарами и оказанием соответствующих услуг (Приказ ГГУТПА КНР № 49-2010) вступили в силу с 1 июля 2010 г.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии