Проект нового арбитражного регламента Пекинской арбитражной комиссии

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

30 октября 2013 г. Пекинская арбитражная комиссия (Beijing Arbitration Commission, BAC) опубликовала для общественных консультаций проект изменений в арбитражный регламент. С текстом проекта изменений на китайском языке можно ознакомиться на сайте BAC (на английском языке проект не опубликован).

Пекинская арбитражная комиссия является одним из крупнейших региональных арбитражных органов в КНР, имеющих богатую практику по рассмотрению коммерческих споров с участием иностранных предпринимателей.

Последний раз изменения в арбитражный регламент BAC были приняты в 2008 г. (вступили в силу с 1 апреля 2008 г.). Новый проект изменений учитывает последние изменения в законодательстве КНР и тенденции развития международного коммерческого арбитража.

Некоторые изменения, предлагаемые проектом:

Сфера применения арбитражного регламента (статья 2)

В статью 2 арбитражного регламента BAC предлагается внести два изменения. Во-первых, предлагается уточнить пределы полномочий арбитражной комиссии и состава арбитража при рассмотрении спор (пункт 3). В соответствии с пунктом 3 по всем связанным с разрешением спора вопросам, которые не урегулированы арбитражным регламентом BAC, комиссия или состав арбитража вправе способствовать проведению арбитражного разбирательства за счет использования приемлемых (по мнению комиссии или состава арбитража) мер, направленных на высокоэффективное и справедливое разрешение спора.

Во-вторых, предлагается добавить пункт 4, которым вводятся обязанность арбитражной комиссии, состава арбитража, сторон спора и их представителей применять положения арбитражного регламента BAC на основе принципов добросовестности, сотрудничества и правильного разрешения спора.

Определение и форма арбитражного соглашения (статья 4)

В случае если ответчик не заявляет об отсутствии арбитражного соглашения в отзыве на заявление истца, письменное арбитражное соглашение между истцом и ответчиком предлагается считать существующим (пункт 3).

Следовательно, если в новой редакции арбитражного регламента BAC будет сохранено данное правило, заявить об отсутствии арбитражного соглашения ответчик сможет только при подаче отзыва на исковое заявление истца.

Независимость арбитражного соглашения (статья 5)

Статья 5 арбитражного регламента BAC в действующей редакции устанавливает независимость арбитражного соглашения от основного договора. В соответствии с проектом изменений предлагается внести дополнительное уточнение, что определение действительности арбитражного соглашения осуществляется независимо от основного договора.

Возражение против компетенции (статья 6)

Проект изменений уточняет, кем принимается решение об отсутствии компетенции: оно принимается арбитражной комиссией, если на момент принятия решения состав арбитража не сформирован; если состав арбитража сформирован, решение принимается составом арбитража (пункт 5).

Обращение с иском (статья 7)

Проект изменений уточняет правила уплаты арбитражных сборов при предъявлении иска. Во-первых, если сумма требований на момент обращения с заявлением невозможно установить, арбитражные сборы уплачиваются с суммы требований, определенных арбитражной комиссией. Во-вторых, при предоставлении отсрочки уплаты арбитражных сборов истец обязан внести сумму арбитражных сборов в пределах периода отсрочки; если сборы не уплачены в течение данного периода, заявление признается не поданным или отозванным.

Прием заявления к рассмотрению (статья 8)

По действующим правилам заявление принимается арбитражной комиссией к рассмотрению в течение 5 дней со дня получения. В соответствии с проектом изменений предлагается изменить данный срок на 5 дней со дня предварительной уплаты арбитражных сборов.

Предъявление встречного иска (статья 11)

В случае предъявления встречного иска по истечению установленного срока, арбитражная комиссия или состав арбитража в соответствии с предлагаемыми изменениями вправе принять встречный иск или отказать в его принятии в зависимости от необходимости рассмотрения встречного иска в одном разбирательстве с основным иском, длительности задержки с предъявлением встречного иска и других факторов (пункт 2).

Изменение требований (статья 12)

Сторона вправе изменить свои требования по иску (включая встречный иск). Вместе с тем, проект изменений позволяет арбитражной комиссии или составу арбитража отказать в изменении требований, если оно произошло со значительной задержкой и может оказать влияние на соблюдение процедуры арбитражного разбирательства (пункт 2).

Многосторонний и многоконтрактный арбитраж (статья 13)

Новая статья позволяет рассмотреть в одном разбирательстве споры со множественностью на стороне истца или ответчика или споры по нескольким однородным арбитражным соглашениям.

Отвод арбитров (статья 21)

Ныне действующий арбитражный регламент содержит перечень оснований для отвода арбитров, повторяющий положения об отводе работников суда Гражданского процессуального кодекса КНР в редакции 2007 г. Проект изменений предлагает убрать перечень оснований и ввести в качестве основания для заявления об отводе «возникновение разумно обоснованных сомнений в независимости или беспристрастности арбитра».

Кроме того, при рассмотрении спора без проведения заседаний (на основе письменных доказательств, направленных сторонами) проект изменений предлагает установить срок отвода арбитров периодом в 10 дней со дня, в который стороне стало известно о наличии основания для отвода.

Конфиденциальность (статья 24)

По общему правилу рассмотрение споров проводится в закрытом режиме. По действующему арбитражному регламенту рассмотрение спора может проводиться в открытом заседании, если соглашением сторон предусмотрено рассмотрение спора в открытом заседании и в ходе рассмотрения спора не раскрывается информация, содержащая государственную тайну.

Проект изменений предлагает также исключить рассмотрение споров в открытом заседании, в случае если при рассмотрении спора раскрывается информация, содержащая коммерческую тайну третьих лиц или при других обстоятельствах, при которых арбитражная комиссия сочтет невозможным проведение открытого заседания.

Объединение нескольких разбирательств (статья 27)

В арбитражный регламент предлагается ввести новую статью, по которой допускается объединение нескольких арбитражных разбирательств. В отличие от арбитражного регламента Международного арбитражного центра Гонконга, вступающего в силу с 1 ноября 2013 г., проект изменений в арбитражный регламент BAC допускает объединение нескольких арбитражных разбирательств только при согласии всех сторон.

Сверка копий с оригиналами доказательств (статья 31)

Новая статья в проекте изменений предоставляет составу арбитража право организовать проведение сверки копий предоставленных сторон доказательств с оригиналами, если необходимость в этом возникнет при рассмотрении спора. Кроме того, состав арбитража вправе поручить проведение сверки копий с оригиналами секретариату.

Сбор доказательств составом арбитража (статья 32)

Состав арбитража вправе самостоятельно проверять факты и собирать доказательства для рассмотрения спора, если состав арбитража сочтет это необходимым (вне зависимости от того, обращалась ли сторона с ходатайством о сборе доказательств арбитражем или нет). В соответствии с проектом изменений состав арбитража обязан передать обеим сторонам самостоятельно собранные доказательства для получения мнений сторон.

Ведение протокола (статья 39)

В соответствии с проектом изменений при необходимости стороны могут ходатайствовать о назначении лица, владеющего техникой скорописи, для ведения протокола. Данное лицо может быть назначено также по ходатайству одной из сторон и с согласия арбитражной комиссии. Все дополнительные расходы, возникающие в связи с наймом данного лица, несет соответствующая сторона или обе стороны.

Независимая медиация (статья 42)

Проект изменений предоставляет сторонам в ходе арбитражного разбирательства отдельно обратиться в Центр медиации споров Пекинской арбитражной комиссии для проведения медиации спора в соответствии с регламентом данного центра. Медиация спора проводится отдельно от арбитражного разбирательства.

Место проведения арбитража (статья 60)

По действующему регламенту местом проведения арбитража является место расположения арбитражной комиссии (Пекин), если соглашением сторон не предусмотрено иное. Проект изменений предоставляет арбитражной комиссии самостоятельно определить место арбитража в зависимости от обстоятельств дела.

Применимое право (статья 67)

Если стороны не выбрали применимое право в договоре, по действующему регламенту состав арбитража обязан применить право, которое наиболее тесно связано со спором. Проект изменений предлагает составу арбитража предоставить полномочия по определению применимого права в зависимости от обстоятельств дела.

Язык арбитражного разбирательства (статья 70)

В соответствии с действующим арбитражным регламентом BAC разбирательство проводится на китайском языке, если соглашением сторон не предусмотрено иное. При необходимости перевода с китайского/на китайский язык переводчик может быть предоставлен BAC или нанят стороной самостоятельно. Расходы на оплату услуг переводчика несет соответствующая сторона.

Проект изменений предоставляет арбитражной комиссии или составу арбитража выбрать другой язык для проведения арбитражного разбирательства, несмотря на отсутствие в арбитражном соглашении сторон выбора языка. Решение о выборе другого языка принимается в зависимости от обстоятельств дела.

В случае арбитражным соглашением сторон предусмотрен выбор двух или большего количества языков для проведения арбитражного разбирательства, с согласия сторон состав арбитража может определить один из выбранных языков для проведения разбирательства. Если стороны не достигли согласия о том, на каком именно языке будет проводиться разбирательство, разбирательство может проводиться на нескольких языках одновременно (дополнительные расходы на перевод будут оплачиваться сторонами).

Необходимость перевода письменных доказательств на китайский или другой язык в соответствии с проектом изменений будет определяться арбитражной комиссией или составом арбитража в зависимости от обстоятельств дела.

Заключение

Большинство изменений, которые предлагается внести в регламент Пекинской арбитражной комиссии, отражают последние тенденции совершенствования процедуры рассмотрения споров в международных коммерческих арбитражах и изменения в китайском законодательстве, произошедшие за последние пять лет.

SBF Group создана профессиональными юристами, специализирующимися на оказании услуг российским предпринимателям в Азии. Мы предоставляем широкий спектр юридических услуг в Китае и Гонконге: разрешение споров в Китае и Гонконге, регистрация компаний в Китае, регистрация гонконгских компаний, открытие банковских счетов, бухгалтерское сопровождение, налоговое консультирование, регистрация товарных знаков и знаков обслуживания.

По всем вопросам, связанным с разрешением предпринимательских споров в Китае и Гонконге, Вы можете связаться с нами по электронной почте contact@sbf-group.com.

 

Автор

Павел Бажанов

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Все записи автора