Разъяснение Верховного народного суда КНР о рассмотрении дел по раскрытию информации государственными органами

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone

Впервые опубликовано 31 августа 2011 г.

29 июля 2011 г. Верховный народный суд КНР опубликовал Положения «О некоторых вопросах производства по административным дела о раскрытии правительственной информации» (№ 17-2011), применяющиеся с 13 августа 2011 г. Данное судебное разъяснение посвящено делам о раскрытии информации органами государственной власти, а также организациями, наделенными полномочиями по реализации функций публичного управления (далее совместно – органы государственной власти).

Термин правительственная информация в КНР означает информацию, которая была получена или создана органами государственной власти в ходе реализации своих полномочий. Раскрытие правительственной информации осуществляется в соответствии с Положением «О раскрытии правительственной информации» (вступило в силу с 1 мая 2008 г.) и ведомственными нормативно-правовыми актами (например, раскрытие информации Министерством коммерции КНР по заявлениям граждан и организаций осуществляется в соответствии с Правилами Министерства коммерции КНР «Об управлении раскрытием правительственной информации по запросам (для применения в пробном порядке)»).


В соответствии с Положением «О раскрытии правительственной информации» органы государственной власти обязаны раскрывать:

  • информацию, которая затрагивает важнейшие интересы граждан и организаций;
  • информацию, которая должна быть доведена до сведения широкого круга лиц;
  • информацию о структуре и функциях органов государственного управления и административных процедурах;
  • другую информацию, которая должна быть раскрыта в соответствии с положениями законов и подзаконных актов.

Кроме того, граждане и организации вправе по собственной инициативе обращаться в органы государственной власти для получения информации, имеющей отношение к их жизни, хозяйственной и научной деятельности.

Если действия органов государственной власти по раскрытию информации нарушают права и законные интересы гражданина или организация, то соответствующий гражданин или организация вправе в соответствии с Положением «О раскрытии правительственной информации» обратиться с заявлением об административном пересмотре действий или обратиться с иском в народный суд в порядке административного судопроизводства.

Положения № 17-2011 уточняют некоторые вопросы, связанные с судебной защитой права граждан и организаций на получение информации от органов государственной власти.

Административные дела, принимаемые к производству

В соответствии с Положениями № 17-2011 народные суды обязаны принимать к рассмотрению иски граждан и организаций, чьи права и законные интересы были нарушены в результате одного из следующих действий органа государственной власти:

  • отказ в предоставлении информации (включая отсутствие ответа в установленный срок) после подачи гражданином или организацией запроса на предоставление информации;
  • предоставление информации с нарушениями требований к форме ее предоставления, установленной положениями законов и подзаконных актов, а также при несоответствии предоставленной информации требованиям к ее содержанию;
  • раскрытие органом государственной власти информации (включая как раскрытие по инициативе органа государственной власти, так и предоставление по запросу какого-либо гражданина или организации), которая составляет коммерческую тайну или тайну частной жизни других лиц;
  • недостоверность в предоставленных органом государственной власти сведений о лице, обратившемся с запросом на предоставление информации; отказ внести исправление, отсутствие ответа в установленный срок или невыполнение обязанности по передаче обращения о проведении разбирательства в другой орган, в компетенции которого находится проведение разбирательства, после направления гражданином или организацией требование внести исправления;
  • другие действия органов государственной власти, которые заявитель считает нарушающими его права и законные интересы.

Если заявителю причинен вред действиями органов государственной власти, нарушающими его права и законные интересы, заявитель вправе одновременно требовать возмещения вреда.

При этом народные суды не вправе принимать к производству иски, подаваемые в случае несогласия со следующими действиями органа государственной власти:

  • требование органа государственной власти к заявлению внести исправления или дополнения в документы по причине неполного содержания (например, в случае предоставления не всех документов или неправильно заполненных документов при прохождении какой-либо разрешительной процедуры);
  • отказ органа государственной власти в предоставлении заявителю различного рода отчетов, докладов, газет, журналов, книг и других печатных изданий, публикующихся для неограниченного круга лиц;
  • отказ органа государственной власти в составлении и поиске информации для заявителя или в обобщении, анализе или обработке какой-либо правительственной информации;
  • информирование органа государственной власти о необходимости ознакомления с материалами дела в определенном положениями законов и подзаконными актами порядке, если заявитель или заинтересованное лицо в административном процессе под предлогом раскрытия правительственной информации требует ознакомления с материалами дела.

Определение ответчика в делах о раскрытии информации

В административных делах по нарушениям прав граждан и организаций на раскрытие информации органами государственной власти ответчиками должны выступать органы, вступавшие в переписку с гражданами и организациями; если гражданин или организация не получили ответа от органа, в который они обращались – ответчиком является тот орган государственной власти, который принял их обращение (запрос) к рассмотрению.

При рассмотрении дела о нарушении правил раскрытия информации, которая подлежит раскрытию органом государственной власти без запроса граждан или организаций, ответчиком является орган, на который возложена обязанность по раскрытию информации.

При рассмотрении дела о нарушениях правил раскрытия информации организацией, которая наделена полномочиями по реализации функций публичного управления, ответчиком является соответствующая организация.

Распределение бремени доказывания

Орган государственной власти несет бремя доказывания правомерности отказа в предоставлении информации и выполнения обязанности по направлению ответа на запрос гражданина или организации при рассмотрении дел об отказе в предоставлении информации.

Если дело связано с раскрытием информации, составляющей коммерческую тайну или тайну частной жизни, орган государственной власти обязан доказать необходимость раскрытия данной информации в публичных интересах и изложить причины, по которым раскрытие информации составляет публичный интерес, а также причины, по которым нераскрытие информации могло оказать значительное негативное влияние на публичные интересы.

При рассмотрении дел об отказе во внесении исправлений в записи по требованию заявителя орган государственной власти, выступающий в качестве ответчика, обязан доказать правомерность своих действий и изложить основания для отказа.

Если орган государственной власти, отказавший в предоставлении информации по запросу гражданина или организации в связи с отсутствием связи данной информации с жизнью, хозяйственной или научной деятельностью истца, народный суд вправе потребовать истца изложить причины, по которым ему понадобилась соответствующая информация.

Раскрытие информации, составляющей коммерческую тайну или тайну частной жизни

Народный суд обязан признать информацию неподлежащей раскрытию, если она содержит государственную тайну, коммерческую тайну или тайну частной жизни. Исключением могут быть случаи, в которых лицо, чью коммерческую тайну или тайну частной жизни представляет информация, выражает согласие на раскрытие информации. Кроме того, раскрытие информации, составляющей коммерческую тайну или тайну частной жизни, допускается в публичных интересах.

Если раскрытая информация содержала коммерческую тайну или тайну частной жизни, при этом отсутствовали какие-либо законные основания для ее раскрытия (например, отсутствие публичного интереса в раскрытии информации), народный суд обязан вынести решение о неправомерности действий органа государственной власти и может вынести предписание об устранении нарушении. Если истцу причинен вред, народный суд принимает решение о возмещении вреда по ходатайству истца.

В период проведения разбирательства народный суд вынести определение о прекращении раскрытия информации, содержащей коммерческую тайну или тайну частной жизни, если истец заявит соответствующее ходатайство и в ходе проверки будет установлено, что дальнейшее раскрытие данной информации может причинить трудновосполнимый вред, а прекращение раскрытия информации не причиняет вреда публичным интересам.

Основания для отказа в удовлетворении требований истца

Если орган государственной власти выполнил обязанность по информированию истца и разъяснению ему причины, народный суд обязан принять решение об отказе в удовлетворении требований истца в следующих случаях:

  • информация, ставшая предметом разбирательства, не относится к правительственной информации, не существует, относится к неподлежащей раскрытию или истец не относится к лицам, которым данная информация может быть раскрыта;
  • информация уже раскрыта для неограниченного круга лиц, при этом орган государственной власти, выступающий в качестве ответчика, уже сообщал истцу о способах и возможностях получения информации;
  • отсутствие оснований для удовлетворения требований истца при рассмотрении дела об отсутствии ответа органа государственной власти в установленный срок;
  • отсутствие оснований для удовлетворения требований истца при отказе органа государственной власти информации, содержащей коммерческую тайну или тайну частной жизни других лиц;
  • отсутствие оснований для удовлетворения требований истца при отказе органа государственной власти внести исправления в сведения, касающиеся истца;
  • отказ органа государственной власти, выступающего в качестве ответчика, основывается на том, что истец не может обосновать необходимость получения информации по причине связи данной информации с жизнью, хозяйственной или научной деятельностью;
  • невозможность предоставления информации в форме, требуемой истцом, если орган государственной власти, выступающий в качестве ответчика, уже сообщал истцу о возможности организации для него ознакомления с материалами, снятия копий или предоставления информации в другой приемлемой форме;
  • другие обстоятельства, при которых должно быть вынесено решение об отказе в удовлетворении требований истца.

Вступление в силу

Положения № 17-2011  применяются с 13 августа 2011 г. и имеют приоритет перед всеми остальными судебными разъяснениями, ранее изданными Верховным народным судом КНР.

 

Об авторе

Павел Бажанов

Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Посмотреть все записи