Опубликован проект правил медиации споров между потребителями и предпринимателям

16 января 2014 г. завершились общественные консультации по проекту новых правил проведения медиации споров между потребителями и предпринимателями, опубликованных Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР в декабре прошлого года.

В соответствии с Законом КНР «О защите прав потребителей» при возникновении спора с предпринимателем в связи с приобретением и использованием товаров, получении услуг в бытовых целях потребитель может выбрать один из пяти способов разрешения спора.

Во-первых, потребитель вправе самостоятельно обратиться к предпринимателю с претензией и совместно с ним урегулировать спор. Во-вторых, потребитель вправе обратиться в ассоциацию потребителей, которая вправе провести медиацию спора между потребителем и предпринимателем. В-третьих, потребитель может обратиться с жалобой в орган торгово-промышленной администрации, который вправе провести административную медиацию спора между потребителем и предпринимателем. В-четвертых, при наличии арбитражного соглашения, заключенного потребителем и предпринимателем (арбитражной оговорки, включенной в договор), потребитель вправе обратиться в арбитражную комиссию для проведения арбитража спора. И, наконец, потребитель вправе обратиться с иском в народный суд.

Медиация споров между потребителями и предпринимателями при посредничестве органов торгово-промышленной администрации сейчас осуществляется в соответствии с «Временными правилами приема жалоб потребителей органами торгово-промышленной администрации» (Приказ ГГУТПА № 51-1996) и «Правилами проведения разбирательства по жалобам потребителей органами торгово-промышленной администрации» (Приказ ГГУТПА № 75-1997). После внесения изменений в Закон КНР «О защите прав потребителей» (изменения вступают в силу с 15 марта 2014 г.) назрела необходимость внести изменения в эти правила.

Во-первых, за прошедшее время изменились способы обращения потребителей: если в середине 90-х годов большинство жалоб направлялось по почте, сейчас основным способам подачи жалоб стала горячая телефонная линия органов торгово-промышленной администрации. Среди дополнительных способов подачи жалоб появились отправка сообщений по интернету. Во-вторых, Закон КНР «О защите прав потребителей» в новой редакции установил определенный срок для рассмотрения жалоб и информирования потребителей (семь дней). В связи с этим возникла необходимо привести правила рассмотрения жалоб в соответствие с законом.

В связи с этим Главное государственное управление торгово-промышленной администрации разработало проект нового нормативного правового акта, который заменит два ныне действующих. Основные положения проекта новых правил:

Подведомственность потребительских споров

Проведение разбирательства по жалобам потребителей подведомственно органам торгово-промышленной администрации уездной ступени (управлениям уездов, городских районов, городов уездной ступени) по месту нахождения предпринимателя или месту осуществления действий предпринимателем (т.е. месту реализации товаров или месту совершения другого действия, при котором могли быть нарушены права или законные интересы потребителя).

Органы торгово-промышленной администрации уездной ступени несут ответственность за проведение разбирательства по жалобам потребителей в пределах соответствующих административно-территориальных образований (уезда, городского района, города уездной ступени). Созданные этими органами отделы и станции на подведомственной территории могут заниматься проведением разбирательств по спорам между потребителями и предпринимателями в пределах подведомственной территории, если они наделены соответствующими полномочиями органами торгово-промышленной администрации уездной ступени.

Органы торгово-промышленной администрации провинциальной ступени (управления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения) и окружной ступени (управления округов, автономных округов, городов с районным делением), а также созданные ими центры по приему жалоб потребителей (телефонная линия 12315), обязаны фиксировать факты поступления жалоб потребителей. В течение семи рабочих дней со дня получения они обязаны передать жалобу в орган торгово-промышленной администрации, которому подведомственно проведение разбирательства по жалобе. Одновременно необходимо уведомить потребителя о передаче жалобы в компетентный орган торгово-промышленной администрации.

После завершения разбирательства по жалобе орган торгово-промышленной администрации обязан своевременно сообщить результаты разбирательства в вышестоящий орган торгово-промышленной администрации и центр по приему жалоб потребителей.

При необходимости допускается проведение разбирательства по жалобам, подведомственным органам торгово-промышленной администрации уездной ступени, вышестоящими органами (органами окружной или провинциальной ступени). При необходимости нижестоящие органы вправе обратиться в вышестоящий орган с ходатайством о передаче дела на разбирательство в вышестоящий орган.

Подача жалобы

Основными требованиями к жалобе потребителя являются: 1) наличие в жалобе определенного ответчика (предпринимателя, нарушившего права и законные интересы потребителя); 2) наличие требований и доводов; 3) подведомственность разбирательства органу торгово-промышленной администрации.

При подаче жалобы потребитель обязан сообщить свое имя и фамилию, адрес, номер телефона и другие способы связи, наименование и адрес ответчика, требования и доводы жалобы, а также дату подачи жалобы. При подаче жалобы по почте, факсу, SMS, по электронной почте потребитель обязан изложить всю эту информацию самостоятельно. При подаче жалобы по телефону или при личном посещении органа торгово-промышленной администрации данная информация записывается служащим органа торгово-промышленной администрации.

Потребитель вправе подать жалобу самостоятельно или поручить подачу жалобы другому лицу. Если жалоба подается другим лицом, дополнительно в орган торгово-промышленной администрации представляется оригинал доверенности и копия удостоверения личности доверенного. Доверенность должна содержать предмет и полномочия и быть подписана лично доверителем.

В случае обращения нескольких потребителей с одинаковыми требованиями к одному предпринимателю, орган торгово-промышленной администрации с согласия потребителей может объединить рассмотрение жалоб.

В течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы потребителя орган торгово-промышленной администрации, которому подведомственно проведение разбирательства, проводит проверку жалобы. Если жалоба отвечает требованиям, орган торгово-промышленной администрации обязан принять жалобу к рассмотрению и уведомить потребителя. Если жалоба не соответствует требованиям, органа торгово-промышленной администрации отказывает в приеме к рассмотрению и сообщает потребителю об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.

Процедура медиации

После приема жалобы к рассмотрению орган торгово-промышленной администрации обязан сообщить другой стороне спора и получить ее согласие на проведение медиации спора. После того как согласие другой стороны было получено орган торгово-промышленной администрации организует проведение медиации и сообщает сторонам о времени и месте проведения медиации, а также о сведения о сотрудниках, которые будут проводить медиацию спора.

Медиация проводится под руководством служащего органа торгово-промышленной администрации. С согласия сторон допускается участие в медиации представителей соответствующих общественных организаций (ассоциаций потребителей) и специалистов.

Проект правил допускает отвод медиаторов. Если медиатор является близким родственником одной из сторон спора или имеет другую заинтересованность, которая может оказывать влияние на его беспристрастность при разрешении спора, данный медиатор должен быть отведен. При ходатайстве одной из сторон об отводе медиатора медиация приостанавливается до вынесения решения об удовлетворении ходатайства или отказе в отводе ответственным лицом органа торгово-промышленной администрации не ниже уездной ступени.

Орган торгово-промышленной администрации при проведении медиации вправе потребовать от сторон предоставления доказательств, а при необходимости – самостоятельно проводить сбор доказательств в соответствии с действующим законодательством. При необходимости проведения экспертизы допускается проведение экспертизы экспертом, имеющим необходимую квалификацию. Расходы на проведение экспертизы несет сторона, которая требует проведения экспертизы.

При проведении медиации орган торгово-промышленной администрации обязан заслушать мнения сторон, выяснить факты спора, предложить рекомендации по его разрешению и на основе равенства и согласия сторон направить их на добровольное заключение соглашения.

Процедура медиации прекращается в случае 1) отзыва жалобы потребителем; 2) отказа одной из сторон от участия в медиации; 3) обращения потребителя в арбитраж или суд; или 4) в случае достижения соглашения между потребителем и предпринимателем.

Мировое соглашение между потребителем и предпринимателем должно быть изготовлено в письменном виде в трех экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон и органа торгово-промышленной администрации, который проводил разбирательство. Если обе стороны считают достаточным заключения устного соглашения, медиатор обязан внести содержание соглашения в протокол, который должен быть подписан сторонами и медиатором.

Орган торгово-промышленной администрации обязан завершить процедуру медиации в течение 60 дней со дня поступления жалобы от потребителя. В данный срок не включает срок проведения экспертизы.

Заключение

В настоящее время Главное государственное управление торгово-промышленной администрации КНР занимается обобщением всех рекомендаций, полученных при общественных консультациях, и подготовкой окончательной версии проекта нормативного правового акта. Как ожидается, он будет опубликован в феврале этого года и вступит в силу с 15 марта 2014 г.

 

Об авторе

Фото аватара

Павел Бажанов

Специалист и автор книг по законодательству КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.

Просмотреть все сообщения
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии